Юбилей — это всегда повод поговорить о юбиляре как человеке и специалисте, взглянуть под другим углом зрения на то, что сделано, и на то, что в потенциале. Мне представляется важным обратить внимание на ту составляющую вклада В. П. Леонова, которая для профессионального сообщества оставалась в тени. Да и сам Валерий Павлович Леонов отдельно как самостоятельную проблему её не выделял и не анализировал, она растворилась в других.

Валерия Павловича Леонова знают как специалиста в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения и руководителя Библиотеки РАН в течение многих лет. Но вот какой парадокс обнаруживается при параллельном чтении его книг — начиная с монографии «Реферирование и аннотирование научно-технической литературы» и заканчивая «Очерком эволюции поэтики библиографии»1: явно просматривается связующая нить всех трёх научных областей знания (библиотековедения, библиографоведения, книговедения). Это читателеведение. Мир текстов, созданных человечеством и отражающих «все учения, потрясающие умы, и все страсти, потрясающие сердца» (А. И. Герцен), осваивается только с помощью чтения. Как ни странно, отдельной книги, посвящённой читателеведению, у Валерия Павловича нет. Но всё содержание его книг пронизано им. Читателеведение органично встраивается им в интерпретацию и осмысление проблем библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Библиотека трактуется как метатекст, а книжный космос и мир — как книга. Воспринимаемые библиографом, эти миры порождают особый вид чтения. Это чтение направлено на разгадывание смысла текста, что связано не только с психологией чтения, но и с психологией познания — познания сквозь призму личностного и объективного знания.
Рассматривая проблемы аннотирования и реферирования в рамках общей теории библиографии, Валерий Павлович отмечал, что «ведущее место принадлежит чтению и осмыслению первичного документа, выбору смысловой информации из текста…»2. Однако смысловым свёртыванием занимаются не только библиографы, но и другие специалисты, а также большинство читателей. И поэтому его монография о реферировании и аннотировании научно-технической литературы имеет методологическое значение для профессионального чтения и общего читателеведения, для понимания связи когнитивной деятельности человека в процессе чтения в целом. В ней же рассмотрен психолингвистический пласт формализованного экстрагирования для автоматизации реферирования и аннотирования с ориентацией на профессиональное общение и повышение квалификации библиотечно-библиографических кадров. Логично и включение материала о квалитологии и квалиметрии (оценке) результатов осмысления текстов и форм их смыслового свёртывания. Актуальной остаётся проблема методов оценки читабельности текстов, особенно в условиях мультимедийных технологий.
Перед любыми читателями, равно как и специалистами, постоянно возникает наисложнейшая задача. Как «текст в себе» (отчуждённое знание) превратить в «текст для себя» (выявить смысл, приобрести личностное знание) и создать «текст от себя» (интеллектуально-информационный продукт), превратив его в отчуждённое знание? У Валерия Павловича мы не найдём на этот вопрос ответа в формате методики или методических указаний. Всё гораздо сложнее в методологическом плане. И для этого требуется отдельный анализ его работ — не по отдельности, а в совокупности, что достаточно сложно сделать. Я хочу привлечь для такой вдумчивой работы специалистов в области читателеведения, а возможно и самого Валерия Павловича для анализа превращения «текста в себе» в «смысл для себя» и в «текст от себя» (термины И. Ф. Неволина).
Но о поэтике чтения есть смысл поговорить в связи с выходом книги Валерия Павловича к его юбилею3. И это подарок всем нам. В этой книге есть глава «Поэтика чтения», тесно связанная с поэтикой библиографии. Поэтика это искусство, творчество, энергетика. Термины «энергетика», «энергия» рассматриваются В. П. Леоновым в связи с понятием «гравитация книги», «притяжение». И чтобы почувствовать гравитацию книги, как отмечает Валерий Павлович, «нужно её прочитать, нужно провести интеллектуальную работу и понять заложенный в ней смысл». Такую работу он демонстрирует нам личностным прочтением «Евгения Онегина», аргументированным анализом этого романа в стихах в ходе интеллектуального и эмоционального процесса, в ходе «путешествия души». И мы наблюдаем, как потенциальная энергия превращается в кинетическую, и как состоялось «бескорыстное чтение»4.
Современный человек живёт на пересечении двух культур: книжной и компьютерной (цифровой). Он погружён в сложный мир вербальных, невербальных и креолизованных (мультимедийных) текстов. И очень важно изучать поэтику чтения в процессе превращения «текста в себе» в «смысл для себя» и «текст от себя»; энергетику, продуктивность и характер притяжения печатного и электронного текста к человеку. Это необходимо для того, чтобы «учиться новым способам чтения, которые ломали бы эти привычки и способствовали обретению навыков критического чтения цифровой литературы, её оценке»5. Бесспорно, что требуются коллективные усилия профессионального сообщества. И гравитации печатной и электронной книги, и их поэтика многоаспектны.
Высказан важный тезис: поэтика книги и библиографии начинается с чтения, уходящего своими корнями в детство и отрочество человека читающего. В этом возрасте образуется феномен «бескорыстное чтение». Отмечается его особенная ценность и то, что коэффициент полезности при нём максимально высок.
Библиотековедение, книговедение, библиографоведение наитеснейшим образом связаны с психологией. Можно только приветствовать предложение Валерия Павловича ввести курс «поэтическое книговедение» как вступление к общему курсу книговедения и библиографии. «Поэтическое книговедение»- это «интуиция, зарождение догадки, подбор косвенных доказательств, ведущих к обогащению цепочки читательских предположений».
И чтение как поэтическое книговедение — это школа смыслов.
Важной исследовательской стратегией в изучении трёх революций в истории чтения является выявление закономерностей психологического влияния носителей и форматов текста на способы чтения. Это необходимо знать, чтобы в условиях лавины информации, предоставляемой цифровыми технологиями, сбалансировать когнитивную деятельность человека, избегая психологический дискомфорт в освоении мира текстов. Нельзя не согласиться с Валерием Павловичем, что здесь большое поле для совместной деятельности учителей, библиографов, библиотековедов, психологов и социологов. Добавлю: и других специалистов, имеющих отношение к науке о чтении.
Однако реальность такова, что практически отсутствует профессиональная подготовка этих специалистов в сфере читателеведения, чтобы осуществлять образовательный процесс приобретения человеческого капитала с помощью чтения любых типов и видов текстов, в любых форматах и на любых носителях. И сейчас чрезвычайно важно осмысление данной проблемы государством и обществом, поэтому появление книги о поэтике библиографии, поэтике чтения, их гравитации и управления хаосом информационных потоков с помощью библиографии можно только приветствовать. «Очерк эволюции поэтики библиографии» — закономерное продолжение предыдущих оригинальных и содержательных работ6. Одновременно новая грань и ступень восхождения в Космос чтения в единстве с библиотековедением, библиографоведением, книговедением в ноосферном измерении.
Пожелаем Валерию Павловичу Леонову написать книгу о поэтике чтения как системообразующей константе по отношению к библиотековедению, библиографоведению, книговедению, информатике в ноосферном понимании, в понимании мира текстов как космического явления, как мира Вселенной. Будем читать его книги в разных темпах:
Allegro Moderato — умеренно скоро;
Andante — умеренно медленно;
Largo — широко, медленно;
Finale. Allegro — быстро, скоро7.
Валерий Павлович, спасибо за Ваш плодотворный труд с беспредельной любовью к профессии, за поэтику чтения, за путешествие души в библиотеку мир текстов для профессии и жизни!
Долгие Вам лета в добром здравии!
Валентина Бородина
1 Леонов В. П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы / В. П. Леонов. — Новосибирск: Наука, 1980. — 176 с.; Леонов В. П. Очерк эволюции поэтики библиографии /
В. П. Леонов; Библиотека РАН. — Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2017. — 228 с.
2 Леонов В. П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы / В. П. Леонов. — Новосибирск: Наука, 1980. — С. 9.
3 Леонов В. П. Очерк эволюции поэтики библиографии / В. П. Леонов; Библиотека РАН. — Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2017. — 228 с.
4 Там же.
5 Там же.
6 Леонов В. П. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония / В. П. Леонов; Библиотека РАН. — Москва: Наука, 2003. — 123 с.; Леонов В. П. Библиография как профессия: монография / В. П. Леонов; Н. Ц. исслед. истории кн. Культуры. — Москва: Наука, 2003. — 128 с.; Леонов В. П. Besame mucho: путешествие в мир книги, библиографии и библифильства / В. П. Леонов; Научный совет РАН «История мировой культуры»; Библиотека РАН. — Москва: Наука, 2008. — 268 с.
7 Леонов В. П. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония / В. П. Леонов; Библиотека РАН. — Москва : Наука, 2003. – С. 12.

