Пан или пропал? Круг чтения старших подростков: основные тенденции

Начиная с 1990-х гг. по настоящее время состояние подросткового чтения в России описывается как «кризис чтения». Так ли это на самом деле и каковы сегодняшние тенденции культуры чтения современных подростков?
В научной литературе не даётся конкретного определения понятию «круг чтения», тем не менее, можно выделить два значения, в которых возможно употребление этого термина:
Индивидуальный круг чтения — все произведения, читаемые отдельным человеком1;
Круг чтения определенной социальной группы — совокупность произведений, читаемых определенной читательской группой и отражающих её основные интересы и потребности в чтении2;
Круг чтения является одним из критериев, которые определяют качество читательского развития, то есть влияют на «количественные и качественные изменения в личности читателя в ходе читательской социализации»3. Круг чтения не обособлен и находится в зависимости от читательской направленности личности, формируясь в кругу множества взаимовлияний, наряду с индивидуальными потребностями, мотивами, целями, интересами, принципами, идеалами, а также установками читателя, уровнями восприятия текста и продуктивностью чтения (объём, скорость, коэффициент усвоения). Таким образом, при рассмотрении круга чтения старших подростков (15–17 лет*4), необходимо учитывать психологические возможности, особенности восприятия и интересы, связанные с общевозрастными особенностями ребёнка.
Анализ результатов социологических исследований, проведённых за последние 10 лет (М. М. Самохина, Л. Борусяк, В. П. Чудинова и др.) показывает, что круг чтения старших подростков на протяжении этого периода сохраняет определённые устойчивые характеристики.

Юлия Юрьевна Кургаева, студентка 4-го курса Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского института культуры

* По периодизации В. Д. Эльконина.
1 Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст]: учеб. пособие для студентов фак. дошкол. воспитания высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Академия, 2004. — С. 19.
2 Книговедение: Энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Н. М. Сикорский. — Москва: Сов. Энциклопедия, 1982. — С. 293.
3 Бородина В. А., Бородин С. М. Акмеологическая концепция чтения в непрерывном образовании [Текст] / В. А. Бородина, С. М. Бородин // Школьная библиотека. — 2004. — №8. — С. 19.
4 Кураев Г. А. Возрастная психология: Курс лекций [Текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — С. 36.