Анализ поэтических текстов, входящих в сокровищницу русской литературы, показывает, что для значительной их части характерно наличие парадоксов.
Данная мысль находит подтверждение в работах известного психолога В. М. Аллахвердова, указывающего на то, что «всевозможные несуразицы пронизывают художественные произведения»1.
Так, например, в поэме А. С. Пушкина памятник Петру Первому, установленный на Сенатской площади Санкт-Петербурга, преображается во что-то абсурдное: всадник оказывается медным, конь — бронзовым, а узда — железной. М. Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» описывает очень странного барса:
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выпрыгнул и лёг,
Играя навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, и на нём
Шерсть отливала серебром.
Анализируя вышеприведённый фрагмент, В. М. Аллахвердов отмечает, что «снежные барсы (а описанный барс именно таков, ибо его шерсть отливает серебром) живут исключительно в Гималаях. Лермонтовский же барс объявляется в горах Кавказа, по-видимому, из близлежащей пустыни (!?), в каковой он, впрочем, не обитает, а только вечно гостит»2.
Подобную технику создания логической несообразности демонстрирует
Н. М. Рубцов в стихотворении «В горнице». В этом тексте отклонения от действительности появляются в первых же строках:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.
Анализ данного произведения вызывает следующие вопросы. Каким образом звезда может осветить помещение? Зачем матери лирического героя ночью идти за водой? С позиции здравого смысла этот поступок алогичен, однако, и ночной поход матушки к колодцу и все вышеперечисленные «нелепости» из произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова не являются случайными. Более того, именно они во многом создают художественный эффект, а наличие подобных противоречий в том или ином стихотворении служит критерием его принадлежности к подлинной поэзии.
Юлия Фёдоровна Андреева, преподаватель кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры, кандидат педагогических наук
1 Аллахвердов В. М. Психология искусства: эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений / В. М. Аллахвердов. — Санкт-Петербург: ДНК, 2001. — С. 10.
2 Там же. С. 55.

