Па­рал­лель­ный мир

Али­са, сказ­ку детс­ких дней
Хра­ни до се­ди­ны.

Ль­ю­ис Кэр­ролл

Думаю, что мир, в ко­то­ром жи­вут кук­лы, ма­ло чем от­ли­ча­ет­ся от на­ше­го. Прос­то нам не­воз­мож­но ту­да заг­ля­нуть, но имен­но это и зас­тав­ля­ет нас так мно­го уде­лять им вни­ма­ния: при­ду­мы­вать их, иг­рать в них, раз­мыш­лять и пи­сать о них кни­ги. В этом та­ин­ствен­ном ку­коль­ном царстве мо­гут по­бы­вать толь­ко ска­зоч­ни­ки и ма­лень­кие пос­луш­ные де­воч­ки. Как, нап­ри­мер, гоф­ма­но­вс­кая Ма­ри, ко­то­рая за свой крот­кий и от­зыв­чи­вый нрав бы­ла воз­наг­раж­де­на бра­ком с прек­рас­ным Дрос­сель­мейе­ром. Быв­ший Щел­кун­чик увез ее в зо­ло­той ка­ре­те, зап­ря­жен­ной се­реб­ря­ны­ми ло­шадь­ми, «на свадь­бе у них пля­са­ли двад­цать две ты­ся­чи на­ряд­ных ку­кол, свер­ка­ю­щих брил­ли­ан­та­ми и жем­чу­гом, а Ма­ри, как го­во­рят, еще и по­ны­не ко­ро­ле­ва в стра­не, где, ес­ли толь­ко у те­бя есть гла­за, ты всю­ду уви­дишь свер­ка­ю­щие цу­кат­ные ро­щи, проз­рач­ные мар­ци­па­но­вые зам­ки — сло­вом, вся­кие чу­де­са и ди­ко­вин­ки».
Ко­неч­но же, кук­лы — жи­вые су­ще­ст­ва, в них вло­же­на час­тич­ка ду­ши соз­да­те­лей, за­ро­див­шая не­пов­то­ри­мую ау­ру каж­дой из них. Они по­хо­жи на че­ло­ве­ка не толь­ко внеш­не. Пос­ле рож­де­ния каж­дая кук­ла на­чи­на­ет жить сво­ей жизнью, соз­да­вая свою не­пов­то­ри­мую ис­то­рию и на­кап­ли­вая в се­бе энер­гию, ко­то­рую она впос­ле­д­ствии пе­ре­да­ет лю­дям, со­зер­ца­ю­щим ее. Она об­ща­ет­ся с се­бе по­доб­ны­ми, у нее по­яв­ля­ет­ся свой дом, друзья и нед­ру­ги.
На­ив­ные лю­ди ду­ма­ют, что они соз­да­ют ку­кол для иг­ры и лю­бо­ва­ния. Но са­ми ру­кот­вор­ные кра­са­ви­цы дав­но по­ня­ли, что имен­но мы на­хо­дим­ся в их креп­ких пласт­мас­со­вых ру­чон­ках. Они уме­ют соз­да­вать нам да­ле­ко не иг­ру­шеч­ные проб­ле­мы, но в то же вре­мя с го­тов­ностью при­хо­дят на по­мощь в труд­ную ми­ну­ту. В ци­ви­ли­зо­ван­ном ми­ре кук­лы — это ре­ли­гия, ко­то­рую ис­по­ве­ду­ет все боль­шее чис­ло лю­дей. В Шта­тах, к при­ме­ру, ко­ли­че­ст­во со­би­ра­те­лей ку­кол уже пре­вы­си­ло чис­ло фи­ла­те­лис­тов!
Из­ве­ст­ный аме­ри­ка­нс­кий ак­тер Брюс Уил­лис по­да­рил сво­ей блис­та­тель­ной же­не кук­лу це­ной в 55 тыс. дол­ла­ров! По­кой­ная прин­цес­са Ди­а­на про­да­ла бес­цен­ную кол­лек­цию ку­кол в поль­зу не­и­му­щих де­тей, и мно­гие из них те­перь обес­пе­че­ны на всю жизнь! Кук­лы Ли­зы Лих­тен­фельс выс­тав­ля­ют­ся в Лув­ре на­рав­не с дру­ги­ми про­из­ве­де­ни­я­ми ми­ро­во­го ис­ку­с­ства, а ку­кол Ан­ны Гил­лен­берг оде­ва­ют Юдаш­кин, Бар­те­нев и Зай­цев.
Сто­ле­тие на­зад жес­то­чай­шие вой­ны ос­та­нав­ли­ва­лись для то­го, что­бы про­пус­тить из од­ной враж­ду­ю­щей стра­ны в дру­гую ко­раб­ли с дра­го­цен­ным гру­зом — кук­ла­ми, оде­ты­ми в рос­кош­ные на­ря­ды тех вре­мен. А нын­че эти не­ког­да бе­зо­бид­ные с ви­ду су­ще­ст­ва уже дик­ту­ют об­раз жиз­ни на­шим сов­ре­мен­ни­кам. В честь ку­кол отк­ры­ва­ют­ся му­зеи и га­ле­реи, о кук­лах спо­рят на кон­фе­рен­ци­ях и се­ми­на­рах, воз­ни­ка­ют но­вые «ку­коль­ные» име­на, но­вые ма­те­ри­а­лы, це­лые об­ще­ст­ва, за­ни­ма­ю­щи­е­ся кук­ла­ми и «ку­коль­ны­ми» проб­ле­ма­ми. О кук­лах вы­хо­дят де­сят­ки жур­на­лов, нап­ри­мер, «Contemporary Doll Collector», «Dollreader», «Doll».
Пласт­мас­со­вые, фарфо­ро­вые, де­ре­вян­ные и тря­пич­ные кра­сот­ки, жи­ву­щие в прек­рас­ных зам­ках «на усе­ян­ных цве­та­ми лу­жай­ках», ок­ру­жен­ных мар­ци­па­но­вы­ми де­ревь­я­ми, дав­но под­чи­ни­ли се­бе це­лую ин­ду­ст­рию, обс­лу­жи­ва­ю­щую их ку­коль­ный мир. Но чест­но ска­зать, нам для них ни­че­го не жал­ко. По­то­му что нет ни­че­го прек­рас­ней сказ­ки, ко­то­рая ни­ког­да не кон­ча­ет­ся.

С лю­бовью, Тать­я­на Фи­лип­по­ва,
глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Биб­ли­о­теч­ное Де­ло»