Патриотическое воспитание в профессиональном формате. Методы и подходы

За последние годы в стране реализовано три государственные программы гражданско-патриотического воспитания. Мониторинг их эффективности показал, что проблемы патриотического воспитания продолжают оставаться наиболее острыми.
В период ломки советского быта, устоев и порядков система патриотического воспитания и патриотизм в России понесли большие потери. Многие учёные отмечают, что патриотизм может полностью умереть в сознании нации через три-четыре поколения. Сегодня мы работаем в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы, в осенней редакции
2017 года.

И снова — «С чего начинается Родина?»
Какое сегодня наше Отечество?
С чего оно начинается? Так же как и в прошлом веке — «с картинки в твоём букваре»? Казалось бы, очевидно, что подрастающее поколение воспитывается на нравственных ценностях отцов, на уважении к земле своих предков, впитывая культуру своего народа. В этом случае нет необходимости говорить о значимости таких понятий, как Родина, родная земля, Отчизна, малая родина, семейные ценности… Но это очевидно только на первый взгляд — понимание Отчизны, патриотизма меняется с течением времени и под влиянием множества причин. Исследования, проводимые, например, библиотечными специалистами, показывают, что сократилось обращение к литературе гражданско-патриотической тематики. Многие авторы, популярные в доперестроечный период как писатели-патриоты, сегодня уже не востребованы.
На что же нам, библиотекам, нужно в первую очередь обратить внимание при работе с молодёжью? Какие проблемы гражданско-патриотического воспитания наиболее остры? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, Общественный Совет Министерства культуры Астраханской области, в состав которого входят специалисты Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, инициировал опрос среди учащейся молодёжи. Основной целью анкетирования «Патриотизм сегодня» являлось выявление содержание «скрытого» знания о понятиях «Отчизна», «Родина», «патриотизм».
В опросе приняло участие 131 человек — студенты Астраханского художественного училища им. П. А. Власова, Астраханского музыкального колледжа имени М. П. Мусоргского, Астраханского колледжа культуры и искусств. Основной состав респондентов — женщины, только 16% — мужчины. Возраст респондентов варьируется от 15 до 30 лет, возраст большинства респондентов — 16 лет.
Анкета включала 16 вопросов с развёрнутыми вариантами ответов. На вопрос «Что такое патриотизм» большинство респондентов ответили: «Любовь к родине». Только 6% респондентов связали патриотизм с любовью к национальной культуре (а ведь анкеты заполняли студенты творческих учебных заведений).
Целью вопроса «В чём проявляется истинный патриотизм?» являлось получить формальное определение, привычное для респондента и «принятое» им, то есть услышать объяснение, что же есть проявление патриотизма в его понимании. Как и ожидалось, ответы определённой части респондентов (50%) близки к тому, что принято называть расхожим определением — «укрепление семьи и воспитание детей в духе патриотизма». Отмечали респонденты и участие в деятельности патриотических организаций, и празднование исторических событий и юбилеев. Лишь 25% ответили, что истинный патриотизм это и «работа с полной отдачей сил» на благо Родины.

Ирина Олеговна Шуминова, главный библиотекарь отдела научно-исследовательской и методической работы Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, член Общественного Совета министерства культуры Астраханской области, заслуженный работник культуры РФ