Патриотическое и воспитание. От парадоксов поведения к стандартам воспитания

В большинстве случаев учителя продолжают по старинке поощрять потребности к самовыражению, теоретизируя на этот счет вслед за Фуко, Дерридой, Лакосом,
вместо того, чтобы просто показать художественное произведение.

Камилла Палиа

Чувства
Сло­вар­ные фор­му­ли­ров­ки по оп­ре­де­ле­нию точ­ны, а сло­ва в них то и зна­чат, на что ука­зы­ва­ют. В сло­ва­ре Оже­го­ва пат­ри­о­тизм оп­ре­де­ля­ет­ся как чувство люб­ви к Оте­че­ст­ву. Чувства мо­гут быть чис­ты или не очень, мо­гут об­ма­ны­вать, мо­гут об­ма­ны­вать­ся. Cло­вом, нес­мот­ря на все спе­ку­ля­ции ана­ли­ти­ков, чувства не под­да­ют­ся ана­ли­зу. Чувства мож­но раз­де­лять, но на них же мож­но и воз­дей­ство­вать. Ник­то точ­но не зна­ет, мож­но ли чувства «при­вить». Но тот, кто име­ет с ни­ми де­ло, стал­ки­ва­ет­ся уже не с чувства­ми, а с «яв­ле­ни­я­ми». Изв­не лю­бовь рас­смат­ри­ва­ет­ся как ро­ман, а пат­ри­о­тизм — как яв­ле­ние «пат­ри­о­ти­чес­ко­го». Здесь сто­ро­ны не рав­ны. Пат­ри­о­тизм вос­пи­та­те­лей и вос­пи­тан­ни­ков рав­но вос­пе­ты и оп­ро­ве­рг­ну­ты — но это раз­ные пат­ри­о­тиз­мы, и раз­ни­ца их пе­ре­мен­чи­ва.
Те, ко­му при­хо­ди­лось не­дав­но или сей­час при­хо­дит­ся пре­по­да­вать в хо­ро­шей ли­бе­раль­ной шко­ле или гим­на­зии, име­ли воз­мож­ность вспом­нить собствен­ные го­ды «пе­ре­ход­но­го воз­рас­та». Ес­ли вос­по­ми­на­ния от­но­сят­ся к 80-м го­дам прош­ло­го ве­ка, то их об­ла­да­тель бу­дет удив­лен «кон­сер­ва­тиз­мом» но­во­го взрос­ле­ю­ще­го по­ко­ле­ния. Цент­ра­ли­зо­ван­ная со­ве­тс­кая сис­те­ма вос­пи­та­ния и силь­ный со­ве­тс­кий ки­не­ма­тог­раф вре­мен позд­не­го СССР вос­пи­та­ли кос­мо­по­ли­ти­чес­кое и бес­печ­ное по­ко­ле­ние. Выс­ка­зы­ва­ния же се­год­няш­них стар­шек­ла­с­сни­ков мо­гут по­ра­до­вать подт­ве­рж­де­ни­ем худ­ших пред­по­ло­же­ний кри­ти­ков оте­че­ст­вен­но­го са­мо­соз­на­ния 90-х го­дов.1 Го­во­ря о том, что про­па­ган­да тех лет во­зы­ме­ла об­рат­ный эф­фект (а ли­бе­раль­ные кри­ти­ки, по­выс­ту­пав с эк­ра­нов те­ле­ви­зо­ров, на­ча­ли восп­ри­ни­мать­ся как го­лос влас­ти, а по­то­му и вов­се на­до­е­ли), мож­но, ко­неч­но, за­ме­тить, что не­до­ве­рие к го­ло­су влас­ти уже ста­ло тра­ди­ци­ей. Од­на­ко ос­та­ет­ся толь­ко га­дать, что от­нес­ти к тра­ди­ци­он­но­му не­до­ве­рию и рус­ско­му уп­ря­м­ству, а что — к оп­ре­де­ле­нию клас­си­чес­ко­го на­ци­о­на­лиз­ма, раз­вер­ну­то­му в ра­бо­те Бе­не­дик­та Ан­дер­со­на «Во­об­ра­жа­е­мые со­об­ще­ст­ва».2 Что ока­жет­ся бе­зо­бид­ной бра­ва­дой, а что и впрямь при­ве­дет к па­то­ло­гии?
При­мер бра­ва­ды я наб­лю­дал в клу­бе «Пар» в 2002-м. Двое зна­ко­мых мне ли­те­ра­то­ров спро­си­ли сре­ди про­че­го у де­ву­шек о том, кто их лю­би­мый по­эт. Пер­во­ку­рс­ни­цы, не­бе­зос­но­ва­тель­но ус­мот­рев на ли­цах со­бе­сед­ни­ков пе­чать тя­же­ло­го пост­мо­дер­ни­с­тско­го ига, от­ве­ти­ли — «К.Р».
При­ме­ры ра­ци­о­на­лис­ти­чес­ких ве­я­ний я наб­лю­дал в хо­ро­ших шко­лах на уро­ках ис­то­рии. Так, луч­ший уче­ник и при­мер­ный спор­т-смен клас­са ока­зы­вал­ся и глав­ным мест­ным «на­ци­о­на­лис­том».
Предс­та­ви­те­лей экстре­маль­ных форм на­ци­о­на­лиз­ма я встре­чал, глав­ным об­ра­зом, нет­рез­вы­ми. В ар­мии пос­лед­них со­ве­тс­ких лет мне приш­лось наб­лю­дать кро­ва­вые и зверс­кие про­яв­ле­ния на­ци­о­наль­ных чувств, они ис­хо­ди­ли от «при­тес­ня­е­мых», или, как го­во­рят со­ци­о­ло­ги, до­ми­ни­ру­е­мых на­ци­о­наль­ных групп. За два го­да, про­ве­ден­ных мной в ря­дах СВМС, че­рез по­ли­туп­рав­ле­ние это­го со­е­ди­не­ния прош­ла ин­фор­ма­ция о 300 убий­ствах и са­мо­у­бий­ствах во­ен­нос­лу­жа­щих За­по­ляр­но­го Во­ен­но­го Ок­ру­га, свя­зан­ных с не­ус­тав­ны­ми вза­и­мо­от­но­ше­ни­я­ми на на­ци­о­наль­ной поч­ве.
На­ко­нец, чис­тое яв­ле­ние пат­ри­о­ти­чес­ких чувств бы­ло встре­че­но мною по пу­ти из биб­ли­о­те­ки в ве­чер на­пи­са­ния этой статьи. Трое уча­щих­ся По­ли­те­ха сто­я­ли у сте­ны на про­мо­зг­лой Сен­ной пло­ща­ди, раз­ма­хи­вая три­ко­ло­ром. По­дой­дя к ним, я вы­яс­нил, что флаг они ку­пи­ли за трис­та руб­лей на ос­тат­ки сти­пен­дии, что не ожи­да­ет­ся ни­ка­кой ту­сов­ки, что, отп­ра­зд­но­вав та­ким об­ра­зом ус­пех оте­че­ст­вен­ных лыж­ниц на Олим­пи­а­де, они пой­дут до­мой и что они — прос­то за Рос­сию без вся­ких до­пол­ни­тель­ных смыс­лов и ожи­да­ний мо­мен­та. Здесь не бы­ло ни ре­ли­ги­оз­ной, ни ка­кой дру­гой ок­рас­ки, спо­соб­ной выз­вать тол­ко­ва­ния и ис­то­ри­чес­кие ана­ло­гии. И глав­ное — в тот мо­мент не бы­ло поб­ли­зос­ти ни вос­пи­та­те­лей, ни про­ти­во­я­дий от них. Уча­щи­е­ся да­же не пи­ли пи­ва.
Го­су­да­р­ствен­ная Прог­рам­ма «Пат­ри­о­ти­чес­кое вос­пи­та­ние граж­дан Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции на 2006—2010 го­ды»3 сос­тав­ле­на по прин­ци­пу: по­лу­ча­тель средств — сред­ства — ре­зуль­тат. Ее сос­та­ви­те­ли по­мес­ти­ли «по­вы­ше­ние то­ле­ра­нт­нос­ти» на пер­вое мес­то в «пе­реч­не обоб­щен­ных оце­ноч­ных по­ка­за­те­лей», то есть кри­те­ри­ев оце­нок ее «ре­а­ли­за­ции». Оче­вид­но, под этим они под­ра­зу­ме­ли неч­то, по­хо­жее на по­ве­де­ние тех трех сту­ден­тов, о ко­то­рых я го­во­рил вы­ше. Де­таль­ное изу­че­ние пунк­тов са­мой «прог­рам­мы ме­роп­ри­я­тий» мог­ло бы на­пу­гать ре­аль­ным гос­по­д­ством бреж­не­вс­кой тер­ми­но­ло­гии, ес­ли бы не по­ра­зи­тель­но кро­хот­ные раз­ме­ры бюд­же­та. Объ­ем пред­по­ла­га­е­мых средств фи­нан­си­ро­ва­ния из фе­де­раль­но­го бюд­же­та дол­жен сос­та­вить за пять лет все­го 378,05 млн руб. (70—72 млн руб. в год). Пра­ви­тель­ствен­ный план по­ощ­ре­ния пат­ри­о­тиз­ма и то­ле­ра­нт­нос­ти дол­жен ох­ва­тить все воз­ра­ст­ные слои об­ще­ст­ва, но объ­ем бюд­жет­ных средств в год на од­но­го жи­те­ля РФ сос­та­вит 49–50 ко­пе­ек. То есть воз­дей­ствие этой Прог­рам­мы ис­пы­та­ет на се­бе нич­тож­ная часть на­се­ле­ния. По­со­чу­в­ство­вав серь­ез­но уре­зан­ным в воз­мож­нос­тях ве­до­м­ствен­ным «вос­пи­та­те­лям», мож­но об­ра­тить вни­ма­ние, что в та­ких ус­ло­ви­ях вос­пи­ты­вать ста­нут все, кто смо­жет се­бе это поз­во­лить. Речь идет, ско­рее, об ил­лю­зии го­су­да­р­ствен­но­го конт­ро­ля над по­доб­ны­ми про­цес­са­ми нрав­ствен­но­го взрос­ле­ния на­се­ле­ния. Но при­ме­ни­ма ли во­об­ще си­ла убеж­де­ния к про­цес­сам на­ци­о­наль­но­го са­мо­соз­на­ния?
Поз­воль­те на­пом­нить еще раз о па­ра­док­саль­нос­ти этих про­ва­лов си­лы. Пра­ви­тель­ствен­ный курс на «ру­си­фи­ка­цию», взя­тый им­пе­ра­то­ром Алек­са­нд­ром III (1881–1893), не ис­пы­ты­вал не­дос­тат­ка в адек­ват­ных эпо­хе сред­ствах. Но он про­из­вел на­и­боль­шее впе­чат­ле­ние на ин­тел­ли­ген­цию за­пад­ных гу­бер­ний и на за­пад­ных со­ци­о­ло­гов. На­рав­не с позд­ней­шей «фин­лян­ди­за­ци­ей» он прев­ра­тил­ся в ши­ро­кий на­ри­ца­тель­ный при­мер кош­ма­ра. Внут­рен­ний же эф­фект пат­ри­о­ти­чес­ко­го со­зи­да­ния пос­лед­них рус­ских пра­ви­тельств со­от­ве­т­ство­вал точ­нос­ти до на­о­бо­рот. Об­ра­зо­ва­тель­ная сис­те­ма алек­са­нд­ро­вс­кой эпо­хи вос­пи­та­ла по­ко­ле­ние про­фес­си­о­наль­ных ре­во­лю­ци­о­не­ров. Масш­таб­ные мо­нар­хи­чес­кие ма­ни­фес­та­ции на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой вой­ны ока­за­лись об­ма­ном чувств. Ли­бе­раль­ная твор­чес­кая ин­тел­ли­ген­ция Рос­сии, в от­ли­чие от за­пад­но­ев­ро­пейс­кой и аме­ри­ка­нс­кой ин­тел­ли­ген­ции, пред­поч­ла фрон­ту тыл, а пат­ри­о­ти­чес­кие ка­че­ст­ва рус­ских в не­фор­маль­ном рей­тин­ге пи­са­те­лей-фрон­то­ви­ков той вой­ны оце­ни­ва­лись так же, как и пат­ри­о­ти­чес­кие ка­че­ст­ва италь­ян­цев. Нап­ро­тив, по­ко­ле­ние, ко­то­ро­му сле­до­ва­ло учить­ся жить «без Рос­сий, без Лат­вий», при­ня­ло на се­бя удар Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Час­то упо­ми­на­е­мый по­во­рот Ста­ли­на к тра­ди­ци­он­ным цен­нос­тям был слиш­ком за­поз­да­лым, что­бы ко­го-то «вос­пи­тать». Но тот, кто за­да­ст­ся целью уви­деть «ре­зуль­та­ты» вос­пи­та­ния люб­ви к Оте­че­ст­ву, всег­да смо­жет под­вес­ти их под ка­кую-ни­будь обо­бща­ю­щую те­о­рию или прог­рам­му. Со­че­та­ние «пат­ри­о­тизм и то­ле­ра­нт­ность» прин­ци­пи­аль­но для сос­та­ви­те­лей текс­та пос­лед­ней Прог­рам­мы. На­до же и на бу­ма­ге от­ли­чить лю­бовь от ро­ма­на, чувства от яв­ле­ний, а пат­ри­о­тизм от на­ци­о­на­лиз­ма.

На­ци­о­на­лизм и пат­ри­о­тизм
Рас­ска­зы­ва­ют ис­то­рию про од­но­го вла­дель­ца со­ба­ки, ко­то­рый был страш­но горд вос­пи­та­ни­ем сво­е­го лю­бим­ца. Ког­да бы он ни ско­ман­до­вал: «Эй! При­дёшь ты или не при­дёшь!», со­ба­ка ли­бо при­хо­ди­ла, ли­бо нет. Имен­но так ве­дет се­бя элект­рон, уп­рав­ля­е­мый ве­ро­ят­но­ст­ны­ми за­ко­на­ми.
Майкл По­ла­ни

Пять ос­нов­ных пси­хо­ло­ги­чес­ких чувств — лю­бовь, стыд, ви­на, не­на­висть, месть — яв­ля­ют со­бой пос­ле­до­ва­тель­ность воз­мож­но­го отс­туп­ле­ния от пер­во­го чувства, спо­соб­но­го зак­лю­чить в объ­я­тия все ос­таль­ные. Вклю­чить весь комп­лекс ощу­ще­ний в ра­ци­о­наль­ный круг фи­гур ри­то­ри­ки впер­вые до­ду­ма­лись римс­кие пуб­ли­цис­ты, столь ве­ли­кие, как Ци­це­рон. Со­че­та­ния две­над­ца­ти фи­гур ора­то­рс­ко­го (и не толь­ко) ис­ку­с­ства поз­во­ля­ли ри­то­ру, по­доб­но фех­то­валь­щи­ку, за­во­ра­жи­вать пуб­ли­ку иг­рой при­е­мов. С кон­цом Рес­пуб­ли­ки, доб­ро­де­телью ко­то­рой яв­ля­ет­ся, как из­ве­ст­но, лю­бовь к се­бе — чувство собствен­но­го дос­то­и­н­ства, энер­гия ве­ли­ких зна­то­ков ри­то­ри­ки, та­ких как Се­не­ка и Квин­тил­ли­ан, уст­ре­ми­лась из пуб­лич­ной сфе­ры в част­ную. По­во­рот кур­са от об­ще­ст­вен­ной по­ли­ти­ки к при­ват­но­му вос­пи­та­нию был соз­на­тель­ной стра­те­ги­ей этих лю­дей, под­дер­жан­ной луч­ши­ми из им­пе­ра­то­ров. Вмес­те с тем ник­то и не ду­мал как-то вы­де­лять вос­пи­та­ние пат­ри­о­ти­чес­кое. Круг цен­нос­тей, ус­во­ен­ных пат­ри­ар­халь­ной тра­ди­ци­ей, сам по се­бе об­ра­зо­вал сфе­ру пред­ме­тов люб­ви к оте­че­ст­ву. Сам про­цесс вос­пи­та­ния фор­ми­ро­вал чувство люб­ви и ува­же­ния к се­бе и ближ­не­му в рам­ках уже ус­та­нов­лен­ной ие­рар­хии, то есть глав­ную доб­ро­де­тель арис­то­те­ле­вс­кой мо­нар­хии — честь. Тра­ди­ция фор­ми­ро­ва­ния (об­ра­зо­ва­ния) вож­дей и ге­ро­ев вы­зы­ва­ла из не­бы­тия все но­вых «пос­лед­них рим­лян». Тра­ди­ция не пре­сек­лась, но про­дол­жа­ясь в те­че­ние все­го Сред­не­ве­ковья, дер­жа­лась од­но­го из наб­лю­де­ний сто­и­ков, сог­лас­но ко­то­ро­му приз­на­тель­ность люб­ви впол­не мо­жет ужи­вать­ся с от­тор­же­ни­ем не­на­вис­ти, об­ра­зуя ус­той­чи­вый комп­лекс чувств стра­ха — глав­ный ака­де­ми­чес­кий приз­нак дес­по­тии. Мысль эта бы­ла по­пу­ляр­на во вре­ме­на Ре­нес­сан­са, ре­фор­ма­ций и граж­да­нс­ких войн, пот­ря­сав­ших За­пад на за­ре Но­во­го вре­ме­ни.
Дру­гим вид­ным наб­лю­де­ни­ем этой конф­ли­кт­ной эпо­хи бы­ло отк­ры­тие ин­фор­ма­ци­он­ных войн: воз­мож­нос­ти и не­об­хо­ди­мос­ти ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния об­ще­ст­вен­ным мне­ни­ем. Ес­ли преж­ние вос­пи­та­те­ли — от Кас­си­о­до­ра до Аль­бер­ти и Фи­чи­но — свя­зы­ва­ли меч­ту об иде­аль­ном вос­пи­та­нии граж­дан с пла­то­но­вс­кой иде­ей оби­та­те­лей об­раз­цо­вой оби­те­ли, то по­яв­ле­ние пе­чат­ных ти­раж­ных из­да­ний отк­ры­ва­ет но­вую и тре­вож­ную эпо­ху бес­ко­нт­роль­но­го расп­ро­ст­ра­не­ния идей. Ес­ли рань­ше вос­пи­тать мож­но бы­ло изб­ран­ных вож­дей и свя­тых, то те­перь кон­фи­гу­ра­ция кор­пу­са вос­пи­тан­ни­ков и вос­пи­та­те­лей ус­лож­ня­ет­ся, ох­ва­тив боль­шие тер­ри­то­рии.
Бе­не­дикт Ан­дер­сон счи­та­ет «на­цию» без­на­чаль­ной и бес­ко­неч­ной. Нель­зя с точ­ностью ска­зать, ког­да она действи­тель­но ро­ди­лась в сво­ем пов­сед­нев­ном и тре­бо­ва­тель­ном об­личье, как ник­то не впра­ве ска­зать, где и ког­да на­ция кон­чит­ся. Рас­сказ о «на­ции», по Ан­дер­со­ну, про­ти­во­ре­чит ло­ги­ке ис­то­рии. На­ци­о­наль­ной идее нуж­на ис­то­рия «на зло­бу дня» о про­ис­хож­де­нии то­го, «что есть сей­час». Та­кой вид по­ве­ст­во­ва­ния на­зы­ва­ет­ся не ис­то­ри­ей, а тем ис­сле­до­ва­ни­ем про­ис­хож­де­ния, ко­то­рое ис­то­рии про­ти­вос­то­ит, по­ве­ст­вуя не из прош­ло­го в нас­то­я­щее, а из нас­то­я­ще­го в прош­лое, — то есть ге­не­а­ло­ги­ей. Ис­то­рия по­ка­зы­ва­ет «как бы­ло», ге­не­а­ло­гия — что бы хо­те­лось уви­деть. С ис­то­ри­ей труд­но иг­рать, тог­да как ге­не­а­ло­гия есть са­мая нас­то­я­щая иг­ра с ро­дос­лов­ной. «На­ция», по Ан­дер­со­ну, есть род мо­дер­ни­зи­ро­ван­ной ре­ли­гии, кол­лек­ти­ви­с­тская раз­но­вид­ность ра­ци­о­на­лис­ти­чес­ко­го4 бес­смер­тия: при­над­леж­ность к на­ции га­ран­ти­ру­ет ее «бес­ко­неч­ное» про­дол­же­ние.
Ро­дос­лов­ная на­ции (на­ция бук­валь­но пе­ре­во­дит­ся с ла­ты­ни как «рож­ден­ная») за­пад­но­ев­ро­пейс­ко­го об­раз­ца и впрямь свя­за­на ес­ли не с цер­ков­ным вос­пи­та­ни­ем, то с ре­ли­ги­оз­ным об­ра­зо­ва­ни­ем. В цер­ков­ных уни­вер­си­те­тах Вы­со­ко­го Сред­не­ве­ковья так на­зы­ва­лись об­ще­жи­тия для уро­жен­цев од­ной из сто­рон све­та (срав­ни­те с «уни­вер­си­те­том» от лат. «universum» — круг). Впос­ле­д­ствии чис­ло «на­ций» в уни­вер­си­те­тах уве­ли­чи­лось, но в по­ли­ти­чес­ком кру­го­зо­ре от­дель­ной стра­ны их зна­че­ние ста­ло су­жать­ся. «На­ци­ей» на­зы­ва­лось так­же пар­ла­ме­н­тское предс­та­ви­тель­ство ин­те­ре­сов вли­я­тель­ных фа­ми­лий ко­ро­ле­в­ства пе­ред ко­ро­лем. За­пад­но­ев­ро­пейс­кий на­ци­о­на­лизм был свя­зан с об­ра­зо­ва­ни­ем и на­чи­нал­ся с отож­де­с­твле­ния на­ции с эли­той. Меж­ду сред­не­ве­ко­вой на­ци­ей изб­ран­ных и изб­ран­ной на­ци­ей XIX–XX ве­ков бы­ла еще струк­ту­ра кон­фес­сии. Бесп­ри­мер­ные по жес­то­кос­ти ре­ли­ги­оз­ные вой­ны ру­бе­жа Сред­них ве­ков и Ран­не­го но­во­го вре­ме­ни (в од­ной Трид­ца­ти­лет­ней вой­не 1618–1648 го­дов Гер­ма­ния по­те­ря­ла боль­ше лю­дей, чем в лю­бой дру­гой из сво­их войн) ве­лись, в пер­вую оче­редь, не меж­ду на­ро­да­ми, а меж­ду кон­фес­си­я­ми (ве­ро­ис­по­ве­да­ни­я­ми). Струк­ту­ра кон­фес­сии на­ра­щи­ва­лась по сос­лов­но­му прин­ци­пу. Кон­фес­сию фор­ми­ро­ва­ла мест­ная знать во гла­ве с вла­де­тель­ным тер­ри­то­ри­аль­ным пат­ро­ном, та­ким как Фрид­рих Пфаль­цский или Мак­си­мил­ли­ан Ба­ва­рс­кий. По прин­ци­пу кон­фес­си­о­наль­ной эли­ты груп­пи­ро­ва­лось на­и­бо­лее «прод­ви­ну­тое» на­се­ле­ние. Бед­ней­шие слои об­ще­ст­ва в стра­нах кон­фес­си­о­наль­но­го рас­ко­ла ча­ще про­дол­жа­ли при­дер­жи­вать­ся тра­ди­ци­он­ных ве­ро­ва­ний. «Па­пизм и де­ре­вян­ные баш­ма­ки» — так пу­ри­та­не поп­ре­ка­ли де­ре­ве­нс­кой бед­ностью ка­то­ли­ков, от­нюдь не ли­шен­ных знат­ных зас­туп­ни­ков. Не муд­ре­но, что своя сре­да «вос­пи­ты­ва­ет» луч­ше вся­ких пре­по­да­ва­те­лей. Учи­те­ля приз­ва­ны, ско­рее, при­дать ха­рак­те­ру уче­ни­ков цен­ные на­вы­ки и иск­лю­чить ано­ма­лии. Но есть еще же­ла­ние низ­ших под­нять­ся вы­ше, ока­зать­ся бли­же к «сво­ей» эли­те и ее цен­нос­тям.
Ан­дер­сон свя­зы­ва­ет подъ­ем на­ци­о­на­лиз­ма в стра­нах Ев­ро­пы с рос­том в XVIII–XIX ве­ках но­вых, на этот раз уже го­су­да­р­ствен­ных уни­вер­си­те­тов. Од­на­ко рас­ту­щая пот­реб­ность вку­сить цен­нос­тей при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сло­ев об­ще­ст­ва вы­но­сит на меж­ду­на­род­ную аре­ну на­ци­о­на­лиз­ма прив­кус уже не влас­ти, а имен­но гос­по­д­ства.5 Сол­да­ты На­по­ле­о­на нес­ли впе­ре­ди сво­е­го ору­жия стра­ст­ное же­ла­ние спол­на поз­нать ту мо­нар­хи­чес­кую честь, в ко­то­рой ра­нее все-та­ки от­ка­зы­ва­ло се­бе третье сос­ло­вие6, поз­нать сво­бо­ду гос­под, поз­нать се­бя гос­по­да­ми.
Мас­со­вые прис­ту­пы аг­рес­сии ох­ва­ты­ва­ли за­пад­но­ев­ро­пейс­кие го­су­да­р­ства-на­ции XIX–XX ве­ков по тем или иным при­чи­нам. Эти ве­ли­кие по масш­та­бам дви­же­ния подк­реп­ля­лись уве­рен­ностью в ре­аль­нос­ти ка­че­ст­вен­но­го и «веч­но­го» улуч­ше­ния лич­но­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са лю­бо­го из их участ­ни­ков. Но это­го нель­зя ска­зать о Рос­сии. Сол­да­ты Су­во­ро­ва, участ­ни­ки заг­ра­нич­ных кам­па­ний и Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812 го­да, не име­ли пе­ред со­бой столь приз­рач­ных и блес­тя­щих перс­пек­тив. Ста­тус ря­до­во­го бой­ца Крас­ной Ар­мии вре­мен Вто­рой ми­ро­вой вой­ны не обе­щал ни­че­го та­ко­го, что мог­ло бы га­ран­ти­ро­вать гос­по­д­ство, спо­соб­ное ком­пен­си­ро­вать од­ну воз­мож­ность из че­ты­рех быть уби­тым и од­ну из шес­ти — по­пасть в плен. Срав­ни­тель­ный риск по­гиб­нуть в сра­же­ни­ях Вто­рой ми­ро­вой для за­щит­ни­ка Бри­та­нс­кой Им­пе­рии сос­та­вил од­ну сем­над­ца­тую от чис­ла при­зыв­ни­ков, риск во­ен­нос­лу­жа­ще­го «ра­сы гос­под» — од­ну седь­мую. Лич­ный ста­тус крас­но­ар­мей­ца, нап­ро­тив, к кон­цу Граж­да­нс­кой вой­ны был дос­та­точ­но вы­сок. Вступ­ле­ние в ря­ды Крас­ной Ар­мии обес­пе­чи­ва­ло бесп­лат­ную кор­меж­ку, доб­рот­ную ши­нель, бо­ти­ноч­ки на мед­ных гвоз­ди­ках и ре­аль­ное гос­по­д­ство над «бур­жу­ем». Из пя­ти мил­ли­о­нов крас­но­ар­мей­цев в серь­ез­ных опе­ра­ци­ях участ­во­ва­ли лишь изб­ран­ные элит­ные час­ти, пе­реб­ра­сы­вав­ши­е­ся с фрон­та на фронт. Эти-то изб­ран­ни­ки ре­во­лю­ции и бы­ли раз­би­ты на пу­ти к Вар­ша­ве опол­че­ни­ем польс­ких ра­бо­чих, нас­ко­ро соб­ран­ным Пил­су­дс­ким. «Вто­ро­му по­ра­же­нию рус­ских при Тан­нен­бер­ге» пред­ше­ст­во­ва­ла по­пыт­ка про­па­ган­дис­тов соз­дать гор­дый и аг­рес­сив­ный наст­рой («за Днеп­ром и в За­мостье тле­ют польс­кие кос­ти»).
За­пис­ки ге­роя Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812 го­да Де­ни­са Да­вы­до­ва бы­ли приз­ва­ны отк­рыть но­вую стра­ни­цу в ис­то­рии во­инс­ко­го ис­ку­с­ства. Они про­па­ган­ди­ро­ва­ли пре­и­му­ще­ст­ва вой­ны на ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка. Прав­ди­вые за­ри­сов­ки со­бы­тий ис­пол­не­ны гор­дос­ти за сво­их лю­бим­цев. Рас­суж­де­ния о стра­те­гии в масш­та­бах ге­не­раль­ной кам­па­нии пред­по­ла­га­ют ра­зум­но и це­ле­нап­рав­лен­но ис­поль­зо­вать в бу­ду­щих вой­нах вне­зап­но отк­рыв­ши­е­ся та­та­ро-мон­гольс­кие ка­че­ст­ва ка­за­ков и рус­ско­го на­ро­да. Яз­ви­тель­ные вы­па­ды в ад­рес Ку­ту­зо­ва, ко­то­ро­го гвар­дейс­кие офи­це­ры не лю­би­ли, в том чис­ле и за его бы­лую бли­зость к Пав­лу I, вы­да­ют в ав­то­ре «эли­тар­ный» пат­ри­о­тизм. В од­ном мес­те Да­вы­дов при­хо­дит к то­му, что пар­ти­за­на­ми Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, то есть от­ве­т­ствен­ны­ми ко­ман­ди­ра­ми «пар­тий» — не­за­ви­си­мых от­ря­дов — име­ют пра­во име­но­вать­ся толь­ко он и еще семь гвар­дейс­ких офи­це­ров (князь Ку­да­сов, Ило­вайс­кий, Фиг­нер и др.). Да­вы­дов не оди­нок в сво­ем стрем­ле­нии твор­чес­ки ис­поль­зо­вать по­тен­ци­ал на­се­ле­ния. П. Ки­се­лев, ми­нистр го­су­да­р­ствен­ных иму­ществ, пред­ла­га­ет в те же го­ды соз­да­вать дос­ки по­че­та в кре­по­ст­ных де­рев­нях, вы­ве­ши­вать в при­хо­дс­ких церк­вах спис­ки при­мер­ных кресть­ян, вы­пол­нен­ные зо­ло­ты­ми бук­ва­ми. Пер­вая прог­рам­ма пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния на­ции — док­лад­ная за­пис­ка Сер­гея Ува­ро­ва от 1832 го­да — даль­ше док­ла­да не пош­ла, но она же позд­нее ста­ла ос­но­вой им­пе­рс­кой докт­ри­ны Алек­са­нд­ра III. Вос­пи­та­нию пол­нок­ров­но­го чувства ра­ци­о­на­лис­ти­чес­ко­го на­ци­о­на­лиз­ма по­ме­ша­ло в Рос­сии от­сут­вие в рус­ском об­ще­ст­ве XIX ве­ка глав­ной со­ци­аль­ной пру­жи­ны это­го яв­ле­ния — кор­по­ра­тив­но ор­га­ни­зо­ван­ной во­ли к гос­по­д­ству. Приз­на­ком «ус­пеш­ных» об­ществ яв­ля­ет­ся встреч­ное дав­ле­ние та­кой ор­га­ни­зо­ван­ной во­ли как «сни­зу», так и «свер­ху», так и «из се­ре­ди­ны».
Со­ци­о­лог гло­ба­ли­за­ции Фрэн­сис Фу­ку­я­ма в 1990-е го­ды уди­вил сво­их чи­та­те­лей пуб­ли­ка­ци­ей не­о­кон­сер­ва­тив­ной статьи «До­ве­рие». В статье на­ме­ка­лось на во­зоб­нов­ле­ние борь­бы иде­о­ло­гий, а сле­до­ва­тель­но — на во­зоб­нов­ле­ние ис­то­рии. Пе­ред эко­но­ми­кой, как и пе­ред ре­ли­ги­ей, мо­гут быть «гре­хи» и «зас­лу­ги», ко­то­рые име­ют у Фу­ку­я­мы на­цо­наль­ную ок­рас­ку и на­ци­о­на­лис­ти­чес­кий под­текст. Зас­лу­га­ми на­ций пе­ред ми­ро­вой эко­но­ми­кой сле­до­ва­ло бы приз­нать их спо­соб­ность соз­да­вать ус­ло­вия по­лез­но­го для биз­не­са до­ве­рия как внут­ри групп ин­те­ре­сов, так и в от­но­ше­ни­ях меж­ду ни­ми. Клю­чом к ус­пеш­нос­ти на­ции яв­ля­ет­ся ее спо­соб­ность за­пол­нить прост­ра­н­ство, раз­де­ля­ю­щее го­су­да­р­ство и ин­ди­ви­да, все­моз­мож­ны­ми кор­по­ра­тив­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми граж­дан, вклю­чая и сек­ты в их ис­то­ри­чес­ком аме­ри­ка­нс­ком по­ни­ма­нии. Наг­ра­дой бу­дут спло­чен­ность и эф­фек­тив­ность на­ци­о­наль­ных эко­но­ми­чес­ких ре­ги­о­нов. Грех — это ин­ди­ви­ду­а­лизм и лич­нос­ти, и го­су­да­р­ства. На­ци­о­наль­ным осо­бен­нос­тям в по­ру выс­тав­лять «оцен­ки». Выс­ший балл за кор­по­ра­тив­ность по­лу­чи­ли бы япон­цы и нем­цы, нес­коль­ко по­отс­та­ли от них се­ве­ро­а­ме­ри­кан­цы, ни­же сто­ят ро­ма­но-ка­то­ли­чес­кие об­ще­ст­ва и ки­тай­цы с их замк­ну­тым се­мей­ным эго­из­мом. Ху­же всех де­ло обс­то­ит у рус­ских. Все­мо­гу­щее го­су­да­р­ство пос­та­ра­лось лик­ви­ди­ро­вать всех пос­ред­ни­ков меж­ду со­бой и ин­ди­ви­дом-оди­ноч­кой. Пост­ра­да­ли все фор­мы ко­опе­ра­ции, да­же семья. Со­ве­тс­кое об­ще­ст­во вос­пи­ты­ва­ло кол­лек­ти­вис­тов, а вос­пи­та­ло ра­зоб­щен­ных эго­ис­тов, ре­зю­ми­ру­ет Фу­ку­я­ма. Неч­то по­доб­ное наб­лю­да­лось ра­нее в ие­зу­и­тс­ких кол­лед­жах. Иде­о­ло­гии «греш­ни­ков» бу­дут оп­рав­ды­вать свое не­со­вер­ше­н­ство на­ци­о­наль­ным сво­е­об­ра­зи­ем, ста­ра­ясь предс­та­вить се­бя в луч­шем све­те.
Те­зис Фу­ку­я­мы о «не­пог­ре­ши­мос­ти» кор­по­ра­ций мо­жет выз­вать не­до­ве­рие в нрав­ствен­ной сфе­ре. Чле­ны кор­по­ра­ции спо­соб­ны не толь­ко сто­ять го­рой друг за дру­га, но и вы­го­ра­жи­вать друг дру­га в слу­чае про­фес­си­о­наль­ной ошиб­ки. Один сот­руд­ник Рус­ско­го му­зея не­дав­но уво­лил­ся по нрав­ствен­ным со­об­ра­же­ни­ям. При упа­ков­ке он слу­чай­но прор­вал холст кар­ти­ны Брюл­ло­ва «Пос­лед­ний день Пом­пеи». За этим не пос­ле­до­вал вы­го­вор от на­чаль­ства. Бо­лее то­го, рес­тав­ра­то­ры уве­ря­ли его, что в кар­ти­не мас­лом ва­жен не холст, а кра­соч­ный слой — под­виж­ная ор­га­ни­чес­кая плен­ка. Они го­во­ри­ли ему, что в му­зе­ях те кар­ти­ны, что еще не сдуб­ли­ро­ва­ны, — ла­та­ны-пе­ре­ла­та­ны. Но чувство ви­ны все рав­но не поз­во­ли­ло ему про­дол­жать там ра­бо­тать.
На­ци­о­на­лизм — яв­ле­ние со­ци­аль­ное. Оно об­ра­зу­ет­ся са­мим об­ще­ст­вом. Пат­ри­о­тизм — чувство, в ито­ге, лич­но­ст­ное и нрав­ствен­ное. Пе­ре­се­че­ние их ор­бит ве­ро­ят­но, но час­то они про­хо­дят ми­мо друг дру­га.

Отношения: я и традиция
Мо­ло­дым вез­де у нас до­ро­га, ста­ри­кам
всег­да у нас по­чет.

Песня из кинофильма «Цирк», сл. В. Лебедева-Кумача
В оте­че­ст­вен­ной прес­се око­ло двад­ца­ти лет на­зад воз­ник­ла ус­лов­ная и ни­кем не оп­ро­ве­рг­ну­тая «тра­ди­ция» про­ти­во­пос­тав­лять ли­бе­ра­лов и «со­ве­тс­ких», со­от­но­ся пос­лед­них с «кон­сер­ва­то­ра­ми». Сей­час за­го­во­ри­ли о том, что это ус­лов­ное раз­ли­чие ус­та­ре­ло. Са­мое вре­мя на­пом­нить о том, что ре­аль­ная ро­дос­лов­ная по­ли­ти­чес­ких тра­ди­ций го­раз­до глуб­же и выг­ля­дит ина­че.
Идея опос­ре­до­ван­ной свя­зи меж­ду по­ли­ти­кой и пе­да­го­ги­кой при­над­ле­жит Джо­ну Лок­ку. Имен­но в Ве­ли­коб­ри­та­нии, где тра­ди­ции на­и­луч­шим об­ра­зом сох­ра­ня­лись, а вос­пи­та­ние бы­ло не­от­де­ли­мо от тра­ди­ции, борь­ба за пра­во предс­тав­лять тра­ди­цию оз­на­ча­ла борь­бу за власть. Локк счи­та­ет­ся ос­но­ва­те­лем бри­та­нс­ко­го эм­пи­риз­ма, глав­ным наб­лю­де­ни­ем ко­то­ро­го сле­ду­ет приз­нать то, что на­ши чувства пред­ше­ст­ву­ют на­шим ра­ци­о­наль­ным иде­ям. Дэ­вид Юм, дру­гой за­ме­ча­тель­ный эм­пи­рик, выс­ка­зал­ся нас­чет то­го, что тра­ди­ции ос­но­ва­ны как раз на чувствах, при этом они ра­ци­о­наль­но не расч­ле­ня­е­мы и глу­бо­ко уко­ре­не­ны в на­шем опы­те, а по­то­му — свя­щен­ны и фун­да­мен­таль­ны.
Вос­пи­та­нию пред­ше­ст­ву­ет об­ра­зо­ва­ние то­го, что вос­пи­ты­ва­ет — вы­бор стан­дар­тов. При всем мно­го­об­ра­зии ре­цеп­тов в этом воп­ро­се, та­ко­вых уни­вер­саль­ных стан­дар­тов, в об­щем, два: ли­бе­раль­ный и кон­сер­ва­тив­ный. Оба бы­ли обос­но­ва­ны в Ве­ли­коб­ри­та­нии XVII–XVIII ве­ков.
Су­ще­ст­ву­ет ви­ди­мость то­го, что кон­сер­ва­то­ры все сох­ра­ня­ют, а ли­бе­ра­лы — за пе­ре­ме­ны, по­э­то­му оче­вид­ным по­ка­жет­ся и то, что пер­вые ра­ту­ют за не­из­мен­ность, а вто­рые — за из­мен­чи­вость тра­ди­ции. В действи­тель­нос­ти все на­о­бо­рот. В обос­но­ва­нии эпис­те­мо­ло­ги­чес­ких по­зи­ций ли­бе­ра­лы, ско­рее, ра­ци­о­на­лис­ты, а кон­сер­ва­то­ры — ско­рее, эм­пи­ри­ки. Но в ра­ци­о­на­ли­за­ции ли­бе­раль­ной по­зи­ции зна­чи­тель­ную роль сыг­ра­ло прев­рат­ное ис­тол­ко­ва­ние бри­та­нс­ко­го эм­пи­риз­ма во Фран­ции XVIII ве­ка.
Фор­ми­ро­ва­ние ли­бе­раль­ных взгля­дов и ли­бе­ра­ли­с­тской кар­ти­ны ми­ра нес­коль­ко стар­ше ре­ак­ции на раз­ви­тие свя­зан­ных с нею взгля­дов. Ли­бе­ра­лизм бли­же к ми­фо­ло­ги­чес­кой тра­ди­ции. На Лок­ка, в част­нос­ти, про­из­ве­ли впе­чат­ле­ние отк­ры­тия Нь­ю­то­на, приз­нав­ше­го под­чи­не­ние за­ко­нов дви­же­ния не­бес­ных тел за­ко­нам гра­ви­та­ции. Те­о­рия гра­ви­та­ци­он­но­го вза­и­мо­де­ст­вия «по­дош­ла» к вос­хо­дя­щим к уче­нию Де­мок­ри­та ми­фо­ло­ги­чес­ким предс­тав­ле­ни­ям о «не­де­ли­мос­ти» ато­мов. Ин­ди­вид мыс­лил­ся как атом, на об­ще­ст­во бы­ли пе­ре­не­се­ны за­ко­ны ме­ха­ни­ки. Суть ли­бе­ра­ли­с­тской по­зи­ции, предс­тав­лен­ной в ее уп­ро­щен­ном ви­де де­он­то­ло­ги­ей Бен­та­ма, зак­лю­ча­ет­ся в том, что ато­мар­ный ин­ди­вид пре­доп­ре­де­лен за­ко­на­ми не­из­мен­ных цен­нос­тей. Сле­до­ва­тель­но, все уст­рем­ле­ния ин­ди­ви­да удоб­ней свес­ти к од­ной функ­ции. По мне­нию Бен­та­ма, глав­ной во­лей ин­ди­ви­да сле­ду­ет счи­тать стрем­ле­ние к удо­воль­ствию и счастью, пос­коль­ку в этой во­ле все лю­ди сов­па­да­ют, а в ос­таль­ных — отк­ло­ня­ют­ся от сво­е­го глав­но­го пред­наз­на­че­ния и раз­ли­ча­ют­ся. Из­ве­ст­на фра­за гра­фа Толс­то­го о том, что все счаст­ли­вые семьи по­хо­жи друг на дру­га, а нес­ча­ст­ли­вые раз­ли­ча­ют­ся. На­бо­ков, пос­ме­яв­ший­ся над выс­ка­зы­ва­ни­ем од­но­го из глав­ных вос­пи­та­те­лей рус­ской ин­тел­ли­ген­ции, был пок­лон­ни­ком анг­лийс­кой ин­тел­лек­ту­аль­ной тра­ди­ции. Все же он не стал вы­да­вать, что фра­за эта — без­дум­ная ци­та­та из Бен­та­ма. Бен­там да­же пы­тал­ся ма­те­ма­ти­чес­ки рас­счи­тать ко­эф­фи­ци­ент удо­воль­ствия ин­ди­ви­да, чем до сих пор за­ни­ма­ют­ся не­о­ли­бе­раль­ные со­ци­о­ло­ги и эко­но­мис­ты, вво­дя но­вые тер­ми­ны, на­чи­ная от «пот­ре­би­тельс­кой кор­зи­ны» и за­кан­чи­вая «ко­эф­фи­ци­ен­том эго­из­ма». Ес­те­ст­вен­но, нель­зя счи­тать их поз­на­ва­тель­ные уси­лия бес­по­лез­ны­ми. Конф­рон­та­ция ска­зы­ва­ет­ся да­же не столь­ко в воп­ро­сах дог­мы, сколь­ко в расп­ре­де­ле­нии ро­лей предс­та­ви­те­лей обе­их эпис­те­мо­ло­ги­чес­ких по­зи­ций. Ли­бе­ра­ли­с­тский стиль опи­са­ния за­ви­сит от восп­ро­из­во­д­ства собствен­но­го текс­та, то­го текс­та, к кот­оро­му сво­дит­ся су­ще­ст­во­ва­ние ин­ди­ви­да. Это­му спо­со­бу пись­ма удоб­ней опи­рать­ся на не­из­мен­ные ве­щи, на вне­ис­то­рич­ность ин­ди­ви­да, на то, что яко­бы бы­ло всег­да. Ди­а­лек­ти­чес­кое пос­то­я­н­ство клас­со­вой борь­бы, нап­ри­мер, возв­ра­ща­ет чи­та­те­ля в мир ме­ха­ни­чес­ких вза­и­мо­дей­ствий, свой­ствен­ных ми­фо­ло­ги­ям. Клю­чом к иден­ти­фи­ка­ции текс­тов, про­и­зо­шед­ших от этой по­зи­ции, мо­жет ока­зать­ся час­тое и мно­гоз­на­чи­тель­ное упот­реб­ле­ние по­ня­тия «ме­ха­низм», яв­ная сим­па­тия к наг­ляд­нос­ти тер­ми­нов клас­си­чес­кой ме­ха­ни­ки или ис­поль­зо­ва­нию иных ана­ло­гич­ных им «бо­гов из ма­ши­ны», приз­ван­ных спас­ти пос­то­я­н­ство цент­ро­ст­ре­ми­тель­но­го смыс­ла. Отк­ры­тия бри­та­нс­ких же фи­зи­ков Эр­нес­та Ре­зер­фор­да и сэ­ра Джо­на Уиль­я­ма Рэй­ли (не го­во­ря о нек­лас­си­чес­кой фи­зи­ке) еще на ру­бе­же по­зап­рош­ло­го ве­ка окон­ча­тель­но раз­ру­ши­ли ис­ход­ный де­мок­ри­тов миф о не­де­ли­мос­ти ато­ма. Об­на­ру­жи­лись без­дон­ные и неп­ре­дс­ка­зу­е­мые пус­то­ты. Са­ма же по­зи­ция ми­фо­ло­ги­чес­кой ве­ры в «из­на­чаль­ную» не­из­мен­ность «вез­де» и «всег­да» про­из­ве­ла к то­му вре­ме­ни весь­ма мно­го­чис­лен­ную и нед­руж­ную семью по­ли­ти­чес­ких пар­тий, иде­о­ло­ги ко­то­рых от­нюдь не со­би­ра­лись под­ни­мать де­ло о кор­нях ме­то­до­ло­гии столь раз­рос­ше­го­ся дре­ва и те­рять свое вли­я­ние на вос­пи­та­ние нрав­ствен­нос­ти масс. Эта семья сво­бод­ных мне­ний столь об­шир­на, что ее предс­та­ви­те­ли мо­гут прос­то не за­ме­чать оче­вид­ное — су­ще­ст­во­ва­ние про­ти­во­по­лож­ной по­зи­ции, объ­яс­няя весь мир ло­ги­кой ме­ха­низ­мов и сво­дя отк­ло­не­ния к пе­ре­ги­бам чувств. Так де­ла­ет Исайя Бер­лин.7 В сво­ем эс­се «Ёж и ли­са» он де­лит мир, дос­той­ный кри­ти­ки, на прин­ци­пи­аль­ных ме­то­до­ло­ги­чес­ки обос­но­ван­ных ав­то­ров и тро­га­тель­ных, но в ре­зуль­та­те ник­чем­ных ро­ман­ти­ков, та­ких как Гер­рес, Коб­бет и Чес­тер­тон.8 Ес­те­ст­вен­но до­ба­вить, что эта по­зи­ция на­деж­ней сво­их про­дол­жа­те­лей, родство ло­гик ко­то­рых сов­сем не оче­вид­но. Мож­но ве­рить в пре­доп­ре­де­лен­ность и сис­те­ма­ти­чес­кую не­из­мен­ность че­го угод­но: «на­ции», «клас­со­вой борь­бы», «сво­бо­ды», «куль­ту­ры», «на­сущ­ных проб­лем».
Кон­сер­ва­тив­ная по­зи­ция не столь проч­на и опи­ра­ет­ся не на пра­ви­ла ди­а­лек­ти­чес­ко­го един­ства дви­же­ния («мо­ло­дым вез­де у нас до­ро­га»), вре­ме­ни («ста­ри­кам всег­да у нас по­чет») и прост­ра­н­ства («ши­ро­ка стра­на моя род­ная»), а на столь же древ­нее срав­не­ние об­ще­ст­ва с жи­вым ор­га­низ­мом. Она зиж­дет­ся на том, что тра­ди­ции свой­ствен­на хруп­кость чувств. Что тра­ди­ция из­ме­ня­ет­ся, а из­ме­ня­ясь — раз­ру­ша­ет­ся. Имен­но по­э­то­му, по мыс­ли Дэ­ви­да Юма, мы долж­ны выст­ра­и­вать нор­мы сво­е­го по­ве­де­ния, имея об­раз­цом то, что раз­ру­ша­ет­ся, не под­чи­ня­ясь ра­зу­му, а по­то­му — вы­ше ра­зу­ма. Тра­ди­ция выст­ра­и­ва­ет­ся на­ми за­но­во из то­го, что ухо­дит без­во­зв­рат­но. Ина­че го­во­ря, в те­че­ние на­шей жиз­ни мы бу­дем иметь имен­но ту тра­ди­цию, ко­то­рую смо­жем се­бе поз­во­лить. Оче­вид­но, что кон­сер­ватив­ная точ­ка зре­ния даль­ше от объ­яс­не­ния, но бли­же к ре­ко­н­струк­ции. Это до­ро­же и «по день­гам». Дру­гим не­у­до­б­ством кон­сер­ва­тиз­ма яв­ля­ет­ся не­со­из­ме­ри­мость це­ны и цен. Не­воз­мож­ность эм­пи­ри­чес­ки подс­чи­тать цен­ность каж­до­го вкла­да в тра­ди­цию. Так, ес­ли бы сту­ден­ты, ку­пив­шие три­ко­лор на пос­лед­ние день­ги, не ска­за­ли бы мне, сколь­ко они за не­го зап­ла­ти­ли, то об этом не уз­на­ли бы и вы.
Со­от­но­ше­ние ро­лей ли­бе­ра­лис­тов и кон­сер­ва­то­ров мож­но срав­нить с раз­ви­ти­ем по­ли­ти­чес­ких нев­ро­зов. Так, нев­роз треть­е­го сос­ло­вия, ли­шен­но­го в ко­ро­ле­вс­кой Фран­ции пол­но­ты прав гос­по­д­ства, спо­со­б­ство­вал мас­со­во­му восп­ри­я­тию наг­не­та­ния кри­ти­чес­ких наст­ро­е­ний и пси­хо­за над­ви­га­ю­щих­ся пе­ре­мен. Кон­сер­ва­тив­ная ре­ак­ция сло­жи­лась в це­ло­ст­ную иде­о­ло­гию уже по сле­дам раз­ру­ши­тель­ных со­бы­тий. Это сде­лал в 1790-м го­ду Эд­мунд Берк в сво­ей ра­бо­те «Раз­мыш­ле­ния о фран­цу­зс­кой ре­во­лю­ции». Ре­ак­ция за­мы­ка­ет оче­ред­ной цикл ре­фор­ма­то­рс­кой го­ряч­ки. Рус­ские кон­сер­ва­то­ры, та­кие как Фе­дор Дос­то­е­вс­кий, Иван Иль­ин, Конс­тан­тин Ле­онть­ев, так­же смог­ли се­бе поз­во­лить пе­ре­жи­вать за­но­во пос­ле­д­ствия прост­ра­н­ствен­но-вре­мен­ных по­ли­ти­чес­ких нев­ро­зов, стар­то­вав­ших в се­ре­ди­не по­зап­рош­ло­го ве­ка. Неч­то по­доб­ное наб­лю­да­ет­ся у нас и сей­час.
Ес­те­ст­вен­но, что те, кто же­ла­ет уви­деть че­ло­ве­ка в слож­ном ор­га­ни­чес­ком со­об­ще­ст­ве, бо­лее оди­но­ки, чем те, кто на­чи­на­ют выг­ля­деть ге­ро­я­ми, объ­яс­няя проб­ле­мы эго­ис­ти­чес­ко­го оди­но­че­ст­ва ос­таль­ных.9 Их вы­бор бли­же вы­бо­ру лич­нос­ти, и его лег­че кри­ти­ко­вать, но с ним нель­зя и спо­рить.
Те­зис о том, что рус­ский на­род в об­щем «та­кой же», как за­пад­ный, толь­ко «бо­лее мо­ло­дой», его на­до еще вос­пи­ты­вать, был восп­ри­нят от фран­цу­зс­ких прос­ве­ти­те­лей. Ека­те­ри­на Ро­ма­нов­на Даш­ко­ва, пок­ро­ви­тель­ни­ца ака­де­ми­чес­ко­го об­ра­зо­ва­ния, раз­де­ля­ла эту идею. Стан­дарт вос­пи­та­ния «свер­ху вниз» при­жил­ся у нас на­рав­не с ли­бе­ра­лиз­мом ин­тел­ли­ген­ции. Сказ­ку о «мо­ло­дос­ти» рус­ско­го на­ро­да пов­то­ря­ли и фи­ло­соф Бер­дя­ев и Сал­ты­ков-Щед­рин, на­зы­вав­ший се­бя «пи­са­те­лем сем­над­ца­то­го ве­ка».10 Со­ве­тс­кий пе­ри­од то­же от­да­вал долж­ное как отс­та­ва­нию, так и вос­пи­та­нию отс­та­вав­ших.
Ка­кой из уни­вер­саль­ных стан­дар­тов ока­зал­ся бо­лее вост­ре­бо­ван оте­че­ст­вен­ным от­но­ше­ни­ем к тра­ди­ции? «До­ро­гой» или «де­ше­вый»? Это воп­рос на­ше­го лич­но­го вы­бо­ра.

Ин­те­рес
Оте­че­ст­вен­ных вос­пи­та­те­лей час­то объ­е­ди­ня­ет не столь глу­бо­кая, сколь ту­ман­ная ве­ра в идею вос­пи­та­ния и в идею вос­пи­ту­ю­щей сис­те­мы, са­му по се­бе спо­соб­ную вос­пи­ты­вать. Ве­рить в действи­тель­ность сис­те­мы де­шев­ле, чем действо­вать са­мо­му. Па­ра­док­сом этой ус­та­нов­ки яв­ля­ет­ся на­деж­да на ге­ро­ев и на иде­аль­ную сис­те­му, но не­до­ве­рие к конк­рет­ным инс­ти­ту­там влас­ти.
Мож­но за­ме­тить, что «Прог­рам­ма пат­ри­о­ти­чес­ко­го вос­пи­та­ния граж­дан…» зат­ра­ги­ва­ет и так на­зы­ва­е­мый тре­тий сек­тор — со­во­куп­ность не­ко­ммер­чес­ких и неп­ра­ви­тель­ствен­ных ор­га­ни­за­ций. День­ги бу­дут вы­да­вать­ся го­су­да­р­ствен­ным струк­ту­рам с оче­вид­ной перс­пек­ти­вой гиб­ко­го со­от­не­се­ния их со сред­ства­ми ис­ко­мой рос­сийс­кой об­ще­ст­вен­нос­ти. Сред­ства этой ги­по­те­ти­чес­кой об­ще­ст­вен­нос­ти (треть­е­го сек­то­ра) так­же за­не­се­ны в сме­ту Прог­рам­мы. Ре­су­рс­ное Обес­пе­че­ние Прог­рам­мы ин­фор­ми­ру­ет нас о пред­по­ла­га­е­мой циф­ре фи­нан­со­во­го учас­тия средств, пос­ту­па­ю­щих из вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков. Сум­ма, вклю­чив­шая в се­бя по­ми­мо про­че­го учёт «без­воз­ме­зд­ной по­мо­щи» от «юри­ди­чес­ких и фи­зи­чес­ких лиц» на пять лет впе­ред, сос­тав­ля­ет 119,75 млн руб.
Порт­рет же «об­ще­ст­вен­нос­ти» за­ви­сит от во­ли ав­то­ра порт­ре­та. «Тре­тий сек­тор» в РФ со слов за­пад­но­ев­ро­пейс­ких ра­ди­о­го­ло­сов, нап­ри­мер, предс­тав­ля­ет со­бой 4 000 пра­во­за­щит­ных ор­га­ни­за­ций. О са­мом их су­ще­ст­во­ва­нии зна­ет 12% на­се­ле­ния стра­ны. Ин­фор­ма­ция о на­ли­чии пра­во­за­щит­но­го дви­же­ния в оте­че­ст­вен­ном соз­на­нии отож­де­с­т-вля­ет­ся с За­па­дом и за­пад­ны­ми фон­да­ми, вы­зы­вая еще мень­ше до­ве­рия, чем инс­ти­ту­ты влас­ти и их го­ло­са. Но под то же оп­ре­де­ле­ние «не­ком­мер­чес­кой» и «неп­ра­ви­тель­ствен­ной» ор­га­ни­за­ции под­па­да­ют так­же и экстре­ми­с­тские и не­же­ла­тель­ные объ­е­ди­не­ния и сис­те­мы от­но­ше­ний. В то же вре­мя иные ор­га­ни­за­ции, та­кие как Гро­мо­вс­кая ста­ро­об­ряд­чес­кая об­щи­на Санкт-Пе­тер­бур­га, хо­тя и су­ще­ст­ву­ют исключитель­но на по­же­рт­во­ва­ния упо­мя­ну­тых Прог­рам­мой «фи­зи­чес­ких и юри­ди­чес­ких лиц» и не­ма­ло спо­со­б­ству­ют ре­ко­н­струк­ции тра­ди­ции и под­дер­жа­нию этой са­мой то­ле­ра­нт­нос­ти. Все же они не мо­гут быть от­не­се­ны к сме­те вза­и­мо­дей­ствия с пра­ви­тель­ствен­ной Прог­рам­мой.
Та­ким об­ра­зом, циф­ры и от­но­ше­ния ма­ло что спо­соб­ны рас­ска­зать о су­ще­ст­во­ва­ни­ии за­га­доч­ной рос­сийс­кой об­ще­ст­вен­нос­ти, име­ю­щей обык­но­ве­ние на­по­ми­нать о се­бе ин­ди­ви­дуаль­но, спон­тан­но и твор­чес­ки. К та­ким про­яв­ле­ни­ям са­мос­то­я­тель­но­го ин­те­ре­са мож­но от­нес­ти, нап­ри­мер, отк­ро­вен­ные выс­туп­ле­ния Еле­ны Вик­то­ров­ны Смо­ли­ной, на­по­ми­нав­шей о тех­ни­чес­ких пре­и­му­ще­ст­вах сво­бод не­ком­мер­чес­кой струк­ту­ры в разд­во­ен­ном ста­ту­се биб­ли­о­теч­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния. Эта по­зи­ция слож­нее дек­ла­ра­ций и мо­жет сос­то­ять­ся лишь до­ро­гой це­ной вни­ма­ния и раз­ра­бот­ки. Пат­ри­о­тизм каж­дой из та­ких по­зи­ций выст­ра­и­ва­ет­ся из мно­же­ст­ва не­по­хо­жих друг на дру­га, но конк­рет­ных слу­ча­ев.
В лю­бом слу­чае мож­но конс­та­ти­ро­вать не­ко­то­рый ин­те­рес пра­ви­тель­ства к проб­ле­мам стро­и­тель­ства об­ще­ст­ва на ос­но­ве тра­ди­ций. Но этот уме­рен­ный ин­те­рес (interest — по-анг­лийс­ки «про­цент») не столь вы­сок, что­бы выз­вать не­у­ме­рен­ную ре­ак­цию.

Денис Владимирович Бедник, художник, соискатель кафедры Истории средник веков Санкт-Петербургского государственного университета

1 Ше­дев­ром это­го жан­ра мож­но счи­тать не­дав­но по­ка­зан­ный по на­ци­о­наль­но­му те­ле­ви­де­нию фильм «Изы­ди» (1991), сня­тый не «на чьи-то день­ги», но все ещё «по убеж­де­нию».
2 Ан­дер­сон, Бе­не­дикт. Во­об­ра­жа­е­мые со­об­ще­ст­ва. — М., 2001.
3 С Государственной прог­рам­мой «Пат­ри­о­ти­чес­кое вос­пи­та­ние граж­дан Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции на 2006–2010 го­ды» мож­но оз­на­ко­мить­ся на сай­те жур­на­ла «Биб­ли­о­теч­ное де­ло» www.bibliograf.ru в раз­де­ле «До­ку­мен­ты».
4 Ра­ци­о­на­лизм — это ве­ра в то, что на­ши мыс­ли пред­ше­ст­ву­ют на­шим ощу­ще­ни­ям.
5 Власть по Мак­су Ве­бе­ру — лю­бая воз­мож­ность осу­ще­с­твле­ния сво­ей во­ли. Гос­по­д­ство оз­на­ча­ет осу­ще­с­твле­ние этой же воз­мож­нос­ти «на за­кон­ном ос­но­ва­нии», от име­ни ус­той­чи­вой и об­щеп­риз­нан­ной струк­ту­ры (нап­ри­мер, ар­мии или пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов).
6 Воп­ре­ки об­ще­му мне­нию ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние треть­е­го сос­ло­вия во Фран­ции XVIII ве­ка улуч­ша­лось. Ухуд­ша­лось по­ло­же­ние про­вин­ци­аль­ной зна­ти, не толь­ко те­ряв­шей конт­роль над сво­ей кли­ен­те­лой. К кон­цу ве­ка иные древ­ние ба­ро­ны бы­ли уже ла­воч­ни­ка­ми и груз­чи­ка­ми. См. об этом: Хен­шелл, Ни­ко­лас. Миф Аб­со­лю­тиз­ма. — СПб., 2003.
7 Бер­лин, Исайя. Ис­то­рия сво­бо­ды. — М., 2001. — С. 183.
8 Там же, С. 263.
9 По­ка­за­те­лен жут­кий юмор Толс­то­го в рас­ска­зе «Мно­го ли зем­ли че­ло­ве­ку на­до?». Рас­сказ про­из­вёл ре­ша­ю­щее впе­чат­ле­ние на Джой­са.
10 Ми­ро­нов, Б. Н. Со­ци­аль­ная ис­то­рия Рос­сии: В 2-х т. — СПб., 1999.