Как развивать творческое воображение детей, каково его значение, как детские библиотеки работают в этом направлении? Попробуем поразмышлять над этими вопросами и рассказать о практике Центральной детской библиотеки Сургута.
Начинать всегда нужно с терминологии. Что такое воображение? Это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, необходимый элемент творческой деятельности человека*. Суть его заключается в преобразовании, создании нового на основе уже существующего. Этим воображение отличается от фантазии. На первый взгляд, схожие вещи, но фантазии остаются вымыслом, а воображение может сподвигнуть человека на создание чего-то нового и воплотить в действительность. Благодаря воображению появляются изобретения и совершаются открытия. Важно развивать воображение детей, так как они придут нам на смену, будут развивать науку, искусство и другие отрасли. Это наше будущее, и государству нужны люди, готовые принимать нестандартные решения, мыслящие не по шаблону, способные к самовыражению.
Важно поддерживать и развивать читательское воображение ребёнка через процесс слушания книги. По мнению отечественного психолога Бориса Теплова, «Чтение художественной литературы должно быть таким, когда “мысленно видишь и слышишь” всё то, о чём идёт речь, когда мысленно переносишься в воображаемую ситуацию и “живёшь” в ней. А это невозможно без самой активной работы воображения».
Читательское воображение имеет свои особенности:
• психологизм — способность угадывать и воссоздавать внутренний мир, мысли и чувства персонажей;
• «дорисовывание» — создание целостных образов и картин на основе отдельных художественных деталей;
• оперирование образами — понимание идейно-художественной сущности произведения;
• эмоциональность — чувства и переживания, которые возникают под воздействием чтения;
• запечатление в памяти образных представлений, переживаний, мыслей**.
Во время соединения таких процессов, как слушание читаемой вслух книги и песочного рисования ребёнок может многое «дорисовывать», вообразить образ с нуля или опираясь на первоисточник — текст, иллюстрацию, может вдохновиться и создать нечто новое, уникальное. Страницы книг богаты сюжетами и, используя песочное рисование, ребёнок способен создать образы, картины, которые отсутствуют в тексте, или разбить произведение по сценам. Ребёнок, фактически, творит личную индивидуальную картину. Воображение, соединяя художественные образы, помогает ему понять основную мысль произведения.
Анастасия Петровна Гребенщикова, заведующий Центральной детской библиотекой г. Сургута
* Столяренко Л. Д. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — С. 203.
** Соболева О. В. Беседы о чтении // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — №1. — С. 52–58.

