Петроглифы Карелии

Наскальные изображения на берегу Онего открыли 170 назад, но судьба открытия была непростой. Этим летом в Петрозаводске  состоялась Международная научно-практическая конференция «Древнее наскальное искусство в контексте мирового культурного наследия», которая прошла в Карельском научном центре РАН и в Национальном музее республики. Форум учёных, приуроченный к 170-летию открытия петроглифов и 55-летию возвращения истории наскальных изображений Новой Залавруги в Беломорье, прошёл в рамках проекта по продвижению Беломорских и Онежских петроглифов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
По-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба. Изображения, высеченные на скалах, во всём мире называют петроглифами. Они есть на всех континентах, за исключением Антарктиды, куда не ступала нога древнего человека. Петроглифы Карелии остались нам в наследство в двух районах — Пудожском и Беломорском. (Кстати, учёные предупреждают, что их нельзя называть карельскими — ни наций, ни национальностей за пять тысяч лет до Рождества Христова не было и в помине.)

На восточном побережье Онего, в Пудожье, их в 1848 г. обнаружил в ходе своей экспедиции по Олонецкой губернии хранитель Минералогического музея Академии Наук в Санкт-Петербурге — Константин Гревингк.
Сегодня известно более 1200 изображений вдоль береговой линии, тянущейся примерно 20 километров, на полуострове Кочковнаволок около посёлка Шальский, на мысах Карецкий Нос, Пери Нос, Бесов Нос и других, на островах Гурьих, Большом Гольце, Модуж и Корюшкин. Они датируются концом V–IV тысячелетий до нашей эры.
Самая знаменитая и интересная группа рисунков находится на Бесовом Носу. Здесь, на гранитных скалах возле вод Онежского озера, высечены огромные, почти трёхметровые фигуры: Сом, Выдра и Бес. Смысл этих изображений до конца не раскрыт, но некоторые учёные полагают, что здесь, как считали наши древние предки, находился «вход в иной мир»: не случайно фигура Беса имеет расщелину. Рядом с ней можно увидеть высеченный крест — с его помощью монахи соседствующего с этой «нечистью» Муромского монастыря пытались её обезвредить.
Беломорские петроглифы — «Бесовы Следки» — научному миру открыл в 1926 г. этнограф Александр Линевский, автор «Листов каменной книги», ставшей в 60-х годах прошлого века настоящим бестселлером.
Советская власть относилась к этим памятникам предков своеобразно. В 1934 г. было принято решение украсить Онежскими петроглифами Эрмитаж. Для этого была взорвана часть скалы на Пери Носе. Большая плита с рисунками отправилась в Ленинград, и никого не интересовал тот факт, что при взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для петроглифов Карелии сцена деторождения. Территория беломорских наскальных изображений также пострадала при строительстве Беломорско-Балтийского канала и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин оказалась засыпана при возведении плотины.
И только в 1971 г. решением Совмина Карельской АССР Беломорские петроглифы были поставлены на государственный учёт в качестве памятников археологии государственного значения, а в 1998 г. признаны землями историко-культурного назначения.