Величайшие шедевры Мировой литературы создавались не толпой с низкими интересами, а отдельными личностями, талантливыми и гениальными, которые вели людей к духовному совершенствованию.
А. И. Клизовский. «Основы миропонимания новой эпохи»
Известно, что литература и искусство оказывают большое влияние на развитие внутреннего мира человека. Одно произведение вызовет прилив душевных сил, под влиянием другого человек может впасть в глубокую депрессию. Писатели, художники, режиссёры должны осознавать ответственность за людей, которых ведут за собой по лабиринтам своего творчества.
Творческие люди должны развивать в первую очередь свой духовно-нравственный потенциал. Ведь чтобы давать, нужно иметь. Только так можно показывать правильное направление взглядам, вкусам и общественным традициям. Исследуя внутренний мир другого человека, читатель, зритель, слушатель познаёт себя, находит ответы на волнующие его вопросы, вместе с героями художественных книг, фильмов и спектаклей поднимается на ступеньку выше в своём духовном развитии.
Даже говорящие на одном языке люди, не всегда могут понять друг друга, потому что вкладывают в одно и то же слово совершенно разные значения («любовь», «благополучие», «дружба», «счастье», «успех» и т. д.). Возьмём, к примеру, слово «любовь». В сознании одного человека — это Божественное состояние души, другого — привязанность к чему-то или кому-то, третьего — чисто интимная, физическая страсть. Не зря кто-то из поэтов сказал: «Оттенков много у любви…» Толкование того или иного понятия находится в прямой зависимости от уровня внутреннего развития человека, широты его мировоззрения. Для того чтобы достичь взаимопонимания, бывает необходимо облекать одну и ту же мысль в разные слова, жесты, образы. Важная роль в достижении такого взаимопонимания между людьми отводится художественной литературе, искусству театра и кино.
Талантливый мастер слова, обладающий развитым духовным миром, может раздвинуть горизонты сознания читающего человека, очистить кристалл его души и позвать за собой в «даль светлую». Вспомните замечательное стихотворение Вадима Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!..» В истории тому не мало подтверждений. И наоборот. Писатель, драматург, сценарист, стремящийся только к зарабатыванию денег, очень часто идёт на поводу низменных интересов толпы и приносит огромный вред обществу. Горе тому читателю, зрителю, слушателю, который соприкоснулся с таким низкопробным искусством, пробуждающим в человеке самые низменные интересы и страсти, то есть оказался на крючке изощрённого сюжета, тянущего к пропасти. Сегодня, на мой взгляд, и в литературе, и в театре, и в кинематографе налицо чёткое размежевание творческих целей и задач. Некоторые так называемые деятели искусства умудряются обезобразить даже выдающиеся произведения ни в чём не повинных классиков своим «модернизированным видением».
С содроганием вспоминаю один такой «модернизированный» спектакль по пьесе Шекспира «Король Лир». (Даже рассказывать об этом язык не поворачивается!) От такого «прочтения» замечательной пьесы бедному Шекспиру, наверное, дурно и на том свете. Пригнанные (по льготным билетам) на спектакль студенты ликуют, поддерживая дарованную кем-то «свободу проявления чувств и эмоций» двумя поднятыми вверх пальцами. И никому нет дела до слёз старого короля Лира, монолог которого заглушён стонами оргазмов. Как тут не вспомнить слова: «Мир перевернулся с ног на голову!» Как долго общественное сознание будет терпеть это сумасшествие?!
Надежда Васильева, Председатель Карельского представительства Союза российских писателей, заслуженный работник культуры Республики Карелия, г. Петрозаводск

