Побеседуем с книгой. Как сформировать диалогический способ чтения

Несколько лет назад в Беларуси поднимался вопрос о необходимости национальной программы поддержки и продвижения чтения. В России такая программа есть, но и там публичные библиотеки склонны модернизироваться в развлекательно-досуговые центры. А ведь библиотека могла бы стать и просветительско-образовательным центром, исследующим и развивающим читательскую компетентность.
Для меня как психолога, со студенчества интересовавшегося психологий чтения, реализовавшего свой интерес в монографии «Введение в психологию чтения» (Домбровская, 2017) и несколько лет проработавшего в библиотеке, очевидна необходимость анализировать популярные способы чтения и предлагать инновационные. По этой причине мною был задуман и проведён среди читателей Гродно конкурс «Книга — лучший собеседник». Основной его целью являлась поддержка и продвижение чтения. Задачи же отличались многоплановостью:
1. Формирование имиджа библиотеки как центра интеллектуального общения;
2. Стимуляция рефлексии и самоанализа процесса чтения;
3. Исследование феноменологии чтения;
4. Развитие читательской компетентности.
Последняя задача решалась следующим образом: предлагалось на выбор писать эссе в свободной форме или раскрыть предлагаемые вопросы:
• почему возникло мнение, что книга — собеседник;
• как и с кем мы беседуем, общаясь с книгой;
• какие вопросы мы задаём книге и как ищем ответы;
• пример личного диалога с книгой.
Можно было ответить на все вопросы или же раскрыть какой-нибудь один. Вопросы формулировались с двоякой целью: формирования диалогического способа чтения, который является более современным способом чтения, чем погружение, отстранение, со-творчество (Домбровская, 2016, Домбровская, 2016, Домбровская, 2017) и исследование готовности к такому способу чтения.

Иоланта Станиславовна Домбровская, библиотекарь филиала №2 Государственного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Гродно», Республика Беларусь