Поверхностный читатель. Чтение без разумения

В журнале «Библиотечное Дело» публикуется немало статей, посвящённых искусству чтения. Такие злободневные темы, как читательское творчество и формирование целого класса нечитателей, в том числе посредством Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), не могут не побудить к размышлениям и исследованиям.
Моё особое внимание привлекли статьи И. И. Тихомировой и В. Н. Руднева1, поскольку тема моей выпускной аттестационной работы на ФОП МГУ им. М. В. Ломоносова — «Педагогические условия формирования читательской культуры». В рамках этой темы я провела ряд исследований, направленных на анализ читательской культуры современной молодёжи. С одним из этих исследований я и предлагаю познакомиться читателям журнала «Библиотечное Дело».
С целью выявления у современных читателей умения осмыслить текст в процессе чтения я предложила студентам 1 курса АНО ВО «Российский Новый университет» для анализа текста рассказа А. П. Чехова, который изучается в седьмом классе общеобразовательной школы. В опросе принял участие 31 студент нефилологических специальностей (направления подготовки: бизнес-технологии в туризме, экономика, юриспруденция) в возрасте от 17 до 22 лет.
При анализе с текстом мною была предусмотрена работа такими видами чтения, как просмотровое, ознакомительное, изучающее и осмысленное. Каждый вид чтения используется на разных этапах и отвечает за определенный уровень понимания текста учащимся. Для того чтобы прийти к осмысленному чтению, то есть самому высокому уровню понимания написанного художником слова, необходимо проработать текст на других уровнях.
Опрос студентов проводился в течение 2 академических часов (1 час 30 минут), то есть в рамках учебной пары. После организационных моментов (5 минут) респондентами самостоятельно вслух по очереди был прочитан текст рассказа Чехова (15–20 минут). Затем они приступали к ответам на поставленные вопросы. Таким образом, отведённое время на ответы составляло 1 час. Отметим, что в отдельных случаях раздавались реплики: «Мало времени!», «Мы не успеваем!», «Вопросы очень сложные!». Ответили не полностью или частично 30% респондентов.

Анастасия Николаевна Жарикова, факультет педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва

1 Тихомирова И. И. Узнавание себя в герое. Образы прошлого и оживление пережитого // Библиотечное Дело. — 2017. — №9. — С. 2–4; Руднев В. Н. Почтение к чтению, или Чем грозит его профанирование? // Библиотечное Дело. — 2017. — №9. — С. 8–9.