Кто глубже мог, чем я, любовь копнуть,
Пусть в ней пытает сокровенну суть;
А я не докопался
До жилы этой, как ни углублялся
Джон Донн
Почти семнадцать лет назад Юрий Юрьевич Чёрный, ныне руководитель Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам РАН, защитил диссертацию на тему «Философия пола и любви Н. А. Бердяева», а затем выпустил одноименную монографию. Событие, согласитесь, совершенно нетипичное для нашей научной библиотечной практики.
Библиотековеды, находясь в рамках своего профессионального дискурса, занимаются изучением и анализом библиотечных процессов, оставляя размышления о странностях любви философам и литературоведам. Между тем великая и непостижимая тайна природы любви, начиная с античности, остаётся не понятой и не постигнутой и по сей день.
Начиная с «Пира» Платона, подарившего нам понятие «платонической любви» не прерывается традиция разделения любви на земную и небесную. «Христианство, — пишет Валентина Гаташ,— усилило это противопоставление, подвигнув людей на изобретение таких культурных механизмов, которые могли бы хоть в какой-то мере объединить эти два начала в обыденной жизни. Силовое поле европейской эротики и по сию пору составляет напряжённая оппозиция земного и небесного, греховного и святого».
Это силовое поле является основой всей мировой художественной литературы, живописи, ваяния, порождая всё новые и новые образы — от «небесной» Джульетты до «греховной» Лолиты.
Трудноразрешимая загадка «божественного чувства» во все времена привлекала к себе философов, психологов, психоаналитиков. Они рассматривали влюблённость и как проекцию бессознательного. Психолог Роберт Джонсон, к примеру, вслед за Юнгом представляет романтическую любовь как эмоциональный и коммуникативный ответ на глубинные потребности бессознательного. Э. Фромм говорит о любви как способе преодоления одиночества и объединения с другим людьми. А один из крупных католических теологов ХХ века — Дитрих фон Гильдебранд утверждает, что любовь нельзя понять.
Не обделили эти поиски своим вниманием и представители русской философской школы — Н. Фёдоров, В. Соловьёв, Д. Мережковский и, конечно, Николай Бердяев, разработавший свою систему по «претворению слепой энергии сексуального влечения в светлую энергию духовного творчества».

То есть речь идёт об «алхимии любви», способной превратить неблагородные металлы в золото, сделать обыденное и заурядное праздничным и возвышенным.
Наш прагматичный век, утративший многие из гуманистических идеалов прошлого, вывел свою формулу: «Доказано, что любовь является результатом образования конкретных химических веществ в определённых участках мозга. Проще говоря, любовь возникает благодаря комбинации химических веществ, таких как допамин, окситоцин, тестостерон, эстроген и норэпинефрин».
Что же такое любовь — алхимия или химия? Решать вам.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

