Погружениев классику. Из опыта работы литературно-просветительского лектория

Детская библиотека — благоприятная среда для развития интеллектуальной и духовно-нравственной культуры ребёнка. В информационно- образовательном медиацентре СКДБ им. А. Екимцева успешно ведётся работа с подростками в рамках литературно-просветительского лектория «Акцент на КЛАССИКУ!».
Лекторий предлагает учащимся старшего школьного возраста помощь в освоении и осмыслении классического наследия. Возникает вопрос: «Чем продиктован выбор классики?» Отвечаем: классика всегда гуманна, пронизана духом человечности. «Мы не знаем ни одного человека, — говорил В. П. Острогорский (известный педагог конца XIX в., редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение»), — которого испортило бы в детстве чтение классических писателей, но зато скольких укрепило оно для жизни, показав впереди цели благородные, скольких отвратило от пороков среды!» В свете сказанного очевидно, что цель лектория — приобщение подростков к чтению классики; содействие формированию у юных читателей высоких ценностных ориентиров; повышение их читательской культуры; поддержка внеклассной системы гуманитарного образования.

Живая, непреходящая, вечная
На наш взгляд, классика способна заинтересовать даже рациональных и прагматичных «компьютерных» подростков, отдающих предпочтение совсем другим дисциплинам и интересам. Чем же и почему?
Во-первых, потому что произведения классической литературы не музейные реликвии, они живут и работают сегодня, так как образы, идеи, черты личности автора, в них отразившиеся, выходят за рамки своего времени и приобретают общечеловеческое значение. Иначе мы бы сейчас просто не понимали великих романистов прошлого. Произведения XIX века говорят современным читателям о милосердии, любви, человеческом достоинстве, многих других нравственных ценностях, которые вечны.
Во-вторых, хорошая литература всегда вызывает отклик в душе читателя, трогает и волнует. Подросток-старшеклассник, вглядываясь в жизнь персонажей, проникая в их внутренний мир, ищет ответы на вечные вопросы: что такое жизнь, что такое счастье, какие бывают люди, что хорошо, что дурно, что есть зло и что — добро. А совесть? А долг? А чувство человеческого достоинства? Иначе говоря, старшеклассники задумываются о собственной жизненной позиции.
В-третьих, книги, написанные об ушедших в прошлое временах, поразительно современны в глубине своей. «У редкого из нас достало столько любви к добру, чтобы он решился пожертвовать из-за него и честолюбием, и самолюбием, и всеми мелочами легко раздражающегося своего эгоизма и положил самому себе в непременный закон — служить земле своей, а не себе, помня ежеминутно, что взял он место для счастия других, а не для своего», — разве в XXI веке раздумья Н. В. Гоголя не актуальны? Или потеряли свой смысл?
В-четвёртых, чтение и изучение классических произведений формирует взгляды, систему ценностей, развивает эстетические вкусы, творческое мышление, фантазию, расширяет кругозор, формирует чувство языка, воспитывает культуру речи, прививает любовь к родному языку, готовит к постижению современной литературы с её нередко усложнёнными формами.

Тамара Валериановна Ланик, главный библиотекарь информационно-образовательного медиацентра Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимцева
Эльвира Александровна Бажанова, заведующая отделом информационно-коммуникационных технологий Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимцева