Подготовка бакалавра библиотечно-информационной деятельности в контексте запросов профильного рынка труда

Осенью 2021 г. исполнилось10 лет, как в вузах культуры России начали готовить бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (БИД). Уже три поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) направляют и актуализируют данный процесс. За эти годы в системе библиотечно-информационного образования накоплен значительный опыт подготовки будущих библиотечных кадров.
Основные образовательные программы постоянно менялись, адаптировались к новым требованиям, в том числе к тем, которые выдвигает динамичный и изменчивый рынок труда — в сущности, главный модератор действий и решений «кузницы кадров», то есть профессиональных учебных заведений всех уровней.
Рынок труда в широком понимании — это система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда; это также сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Не исключая влияния факторов общего рынка труда на движение на нём библиотечных трудовых ресурсов, отметим не менее значимое, даже доминирующее влияние в этом плане факторов отраслевого (профильного) рынка. Действительно, «носитель» библиотечной профессии (выпускник учебного заведения или работник с опытом) имеет право и возможность трудоустроиться в любой отрасли/сфере деятельности по своему выбору. В случае выбора непрофильного сегмента рынка он «потерян» для библиотечной отрасли, но для государства всё равно является налогоплательщиком. Работник включён в трудовые ресурсы общества, участвует в создании материальных или социальных благ, и с точки зрения макроэкономики это хорошо. А с точки зрения интересов библиотечной отрасли? Безусловно, плохо. Она нуждается в восполнении выбывающих по разным причинам своих трудовых ресурсов. При этом, кроме количественной потребности испытывает и качественную потребность в квалифицированных работниках. К сожалению, невозможно сказать, какое конкретное количество библиотечных кадров требуется на данный момент отрасли, нет таких исследований и статистики. Но нельзя также и однозначно ответить на вопрос, какие именно работники ей сейчас требуются. Хотя общее представление об этом в контексте динамики современных социально-экономических процессов можно составить.
Именно данного сюжета хочу коснуться в данной работе. Многие социологические исследования рынка труда свидетельствуют, что сегодня среднестатистический работодатель ждёт от работника с высшим образованием оптимального сочетания с одной стороны, профессионализма, с другой — универсализма, а именно: умения решать вновь возникающие профессиональные задачи, знания базовых профессиональных дисциплин, знания информационных и коммуникационных технологий и применения их на практике, опыта работы, креативности, коммуникабельности, умения постоянно пополнять свою личную систему знаний, генерировать новое знание и т. п. Отраслевой рынок, в том числе, библиотечно-информационный, не является исключением. Библиотеки и те сферы занятости, которые считаются профильными для библиотечно-информационной профессии (информационные, информационно-аналитические службы организаций и предприятий, архивы, делопроизводство, книгоиздание, социальные коммуникации и т. п.), нуждаются в профессионалах нового типа, способных на высоком уровне, самостоятельно и мотивированно осуществлять профессиональную деятельность, готовых к самореализации, развитию, творчеству.
Как на подобный социальный заказ отраслевого рынка труда отвечает система библиотечно-информационного образования? Если не углубляться в детали, в целом можно констатировать, что ФГОСы третьего поколения, согласно которым сегодня происходит подготовка будущих библиотечных кадров, в определённой степени учли данные вызовы. Они ориентируют образовательный процесс на формирование в конечном итоге конкурентоспособной личности, способной достичь профессионального успеха.

Марина Николаевна Колесникова, заведующая кафедрой библиотековедения и теории чтения, профессор библиотечно-информационного факультета СПбГИК, доктор педагогических наук