Видео — один из мощнейших инструментов воздействия, а хороший писатель — человек впечатлительный, в книги он вкладывает собственные наблюдения и опыт. Получается, что многие сегодняшние книги пишутся под воздействием фильмов.
Современных писателей воспитал экран. Тех, кто вовсе не попал под влияние кино, не осталось. Встречаются те, кого кино коснулось краем, но большинство либо выращены экранами кинозалов и телевизора, либо вскормлены интернетом. Это статья не ставит целью доказать, что мы под колпаком кинопроизводства. Моя задача — показать, что приёмы, которые используют сегодня в кинематографе операторы и монтажёры, легко применимы при создании текстов. Более того, мы часто применяем их неосознанно. Пользоваться ими не необходимо, но они расширяют инструментарий и могут быть полезны.
К тому же это хорошая тренировка для ума: перевести историю с языка кино на писательский и обратно.
Точка отсчёта
Историк Михаил Ямпольский утверждает, что есть две теории коэволюции: заимствования и вызревания. Согласно первой, кино заимствует сложившиеся в иных сферах культуры структуры и осваивает их; согласно второй, иные сферы культуры медленно движутся к кино, порождая внутри себя квазикинематографические элементы. И обе эти теории, по моему мнению, верны.
Движущиеся картинки стали прямым продолжением фотографии. Технически каждый кадр — застывшее изображение: у фотографии кино позаимствовало принципы золотого сечения и методы построения кадра. Но когда стали создавать теорию соединения картинок между собой, оказалось, что фотоискусство не может в этом помочь. Не пригодился, как ни странно, и театр: во-первых, театральное действие проходит на одной сцене, а пространство фильма не ограничено, во-вторых, во многом сила воздействия театра зависит от личного присутствия актёра и зрителя в одном помещении, и тут кино однозначно проигрывает. Как же было киноделам закладывать фундамент для совершенно нового вида искусства? И на помощь пришла проверенная веками литература.
Киномонтаж — это рассказывание истории с помощью последовательности кадров. По мнению столпа советской школы режиссуры Сергея Эйзенштейна (1898–1948), монтаж — это сопоставление двух элементов, при котором на основе их формальных свойств возникает третий, качественно превосходящий оба исходных. Этот новый смысл сочетания зритель придумывает сам. В литературе всё точно так же: нам в некоей определённой последовательности описывают жизнь Обломова, а мы делаем вывод о проблемах русского характера. Нам говорят о любви к фиалкам у леди Чаттерлей, а мы понимаем, чего ей не хватало в семейной жизни.
Американский режиссёр Дэвид Гриффит (1875–1948) — человек, создавший основы монтажа, — в своих книгах ссылался на работы Льва Толстого и Чарльза Диккенса как невольных основоположников. Сергей Эйзенштейн призывал начинающих киноделов перечитывать Александра Пушкина для развития монтажного воображения. Кино выросло из литературы, но развивалось и эволюционировало, изменяясь уже внутри себя самого, новые приемы возникали с появлением новых технических возможностей, и постепенно оно окончательно стало самостоятельным искусством.
И, разумеется, те, кто смотрел эти фильмы в детстве, в какой- то момент выросли, научились писать и открыли в себе таланты литераторов. Они вдохновлялись в том числе уже и любимыми сериалами и фильмами. Видеоистории учили их рассказывать свои сказки. В автобиографии «Как писать книги» Стивен Кинг признается, что именно хорроры и вестерны, которые крутили в кинотеатре соседнего городка, вдохновили его на написание первых рассказов. Не случайно проза Кинга очень кинематографична. То же самое можно сказать, к примеру, о Викторе Пелевине. Но если раньше таких авторов было немного и их стиль был скорее достоинством, чем недостатком, то сейчас мы оказались в ситуации, когда едва ли не большую часть современных писателей- фантастов составляют те, кто вырос только на кино или в лучшем случае преимущественно на кино.
Вот и выходит, что приёмы монтажа были взяты из литературы, за десятилетия развития кино эволюционировали в самостоятельный набор художественных средств и теперь могут вновь оказаться полезными для писателей.
Екатерина Сехина, журналист, видеоредактор, оператор, монтажёр

