Полезные инструменты и сервисы для библиотекарей. От контент-плана до мониторинга

Рано или поздно перед специалистами, ведущими библиотечное представительство (блог, группу или страницу в социальных сетях), встают задачи разнообразить публикации, найти новые формы для общения с читателями, грамотно распределить своё время и т. д.
Нашими помощниками в работе с библиотечными сетевыми ресурсами могут стать различные инструменты, которые сделают эту работу более эффективной. Я представлю достаточно простые, эффективные и бесплатные или условно-бесплатные интернет-сервисы, которые могут помочь библиотекарям в планировании работы, курировании и создании контента, управлении публикациями, аналитике и мониторинге.

Планирование работы
При планировании работы в Сети необходимо ориентироваться на контент-план — ваше расписание, заранее подготовленный список материалов для публикации в сообществе. Его можно составить на неделю, на месяц или на тот срок, который вам удобен. Лучше иметь постоянные рубрики или серии публикаций, например: «Библионовости», «Новинки», «День в истории», «Юбилей» и т. д. Полезно присоединяться к сетевым акциям или использовать общие хэштеги, например, «ЧитайСмотри» в Год кино. Можно создавать календари контента:
• редакторский календарь, в котором собран весь контент в одном документе. Он включает простую информацию о каждом из следующих проектов: название и описание контента; ссылки на вспомогательные документы, например, краткое содержание контента, автор, дедлайн; каналы, по которым вы будете его придвигать;
• календарь контента социальных сетей. Он должен включать все сообщения социальных медиа, которые вы будете использовать для продвижения вашего контента, организованные по дате и времени.
Планы можно записывать в блокноте, сделать таблицу или список, использовать отдельные листы в таблицах Google или Excel на каждый месяц, в котором деятельность разбивается дальше на дни или часы, в зависимости от объемов контента. Удобно использовать дополнительные сервисы, например, Google Календарь или карты памяти (интеллект-карты). Размещать материалы в запланированный срок поможет функция публикации отложенных сообщений, имеющаяся в самих социальных сетях или дополнительных инструментах Buffer, HootSuite, Time2Post и др. Рассмотрим несколько сервисов для планирования подробнее.
Google Календарь (https://calendar.google.com/)* — бесплатный сервис для лёгкой организации дел, событий, их проверки, а также добавления новых мероприятий из посещаемых веб-сайтов. Его основные возможности: предоставление доступа к своим календарям, установка календаря на мобильные устройства, напоминание о мероприятиях и настройка смс-уведомлений, получение обратной связи от адресатов приглашений или заданий, совместимость с гугл-диском и gmail, синхронизация всех имеющихся календарей и т. д.
TimeMaster (https://time-master.ru) — российский сервис для организации совместной работы над проектами и задачами с календарём, списками дел, контактами и дневником. В нём можно воспользоваться персональным органайзером (планирование рабочим днём, распределение дел и задач в календаре, хранение контактов, проектов и файлов, введение личного дневника) или корпоративным органайзером (планирование рабочим днём, неделей и месяц на уровне компании, совместная работа и выполнение задач, целей и проектов, распределение функций и нагрузки между сотрудниками организации). Обычный органайзер бесплатен, корпоративный — платный. Среди функций есть напоминания, отслеживание потраченного времени, общие календари и многое другое. Органайзер поддерживает на сегодняшний день несколько методов тайм-менеджмента: пирамида Стивена Кови, метод Глеба Архангельского, Getting Things Done (GTD) и другие.
RealtimeBoard (https://realtimeboard.com/ru/) — онлайн-доска для совместной удалённой работы, похожая на традиционную маркерную доску. Если вы любите записывать дела на листочках бумаги и потом крепить их на различные места, то этот сервис — как раз то, что вам нужно. Есть бесплатный тариф, расширенные функции предлагаются на платных тарифах. Возможности сервиса: совместная работа над любыми проектами с командой; использование медиафайлов (иозбражения, видео с YouTube и Vimeo, PDF-файлы и документы из Google Drive); обсуждение досок в реальном времени с добавлением комментариев; подчёркивание важных деталей цветными маркерами и стикерами, а также геометрическими фигурами и связями; уведомления об изменениях на досках; размещение досок на своём блоге, сайте, в ленте “Facebook” и «расшаривание» ссылок на них и многое другое.
Планирование работы поможет решить некоторые из проблем, с которыми сталкиваются пользователи социальных медиа: продолжение публикации малоэффективного контента, игнорирование определённых аккаунтов и перегрузка других, а также пропуск важных дат и событий.

Ирина Николаевна Огнева, заведующая методическим отделом центральной городской библиотеки им. А. М. Горького г. Арзамаса Нижегородской области

* В тексте приведены гиперссылки, действительные на 20.01.2016.