О сельской библиотеке замолвите слово
Как новые нормативы по размещению государственных и муниципальных библиотек повлияют на состояние библиотечных сетей, на доступность библиотечных услуг населению.
В сентябре состоялся Общероссийский онлайн-семинар «О развитии сети учреждений культуры в регионах России: методические рекомендации отраслевого министерства» с участием С. Н. Горушкиной, эксперта Центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС, члена Общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры РФ. Принятый правительством документ кардинально влияет на нормативную базу обеспеченности населения библиотеками.
Светлана Николаевна Горушкина очень подробно осветила историю принятия данного документа. Приводила обоснования, сколько и каких библиотек должно быть в регионе, в городском поселении, в сельском поселении, размышляла о работе и роли школьных библиотек, необходимости модернизации форм библиотечной работы. Говорила о том, как библиотеке стать востребованной современными читателями, какими должны быть современные библиотекари, и о том, каковы мы сейчас — не умеющие в полной мере пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и широкими возможностями цифрового общества. Рассуждала о необходимости перезагрузки понимания библиотечного обслуживания у библиотекарей, повышения их профессиональной компетенции и о многом другое… Очень убедительное выступление, но поскольку данные нормативы не обсуждались библиотечным сообществом, не проводилась их экспертная оценка и апробация, закономерно возникает вопрос: каковы будут последствия их внедрения для каждого конкретного региона? Важно объективно оценить, как они повлияют на состояние библиотечных сетей, на доступность библиотечных услуг населению.
Не хотим никого обижать, но сразу приходит на ум высказывание Алексея Константиновича Толстого, 200-летний юбилей которого отмечали в начале сентября: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». По сравнению с предыдущими нормативами новые значительно ухудшили положение библиотек в сельской местности. В старых нормативах была чёткая дифференциация, учитывалась целая система факторов: 1) число жителей в административном центре сельского поселения (более1 тыс. человек), в сельском населённом пункте (до 500 человек и более 500 человек); 2) удалённость сельского населённого пункта от административного центра (более 5 км); 3) особые природно-климатические, географические и иные условия разных регионов страны, а именно: в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитывалась удалённость населённых пунктов сельских поселений от административного центра (до 3 км и более 3 км.) То есть учитывалась необходимость максимального приближения библиотек к месту проживания людей.
В новых нормативах используется упрощённый (без учёта специфики регионов и страны в целом) подход к размещению стационарных библиотек. Предусмотрена одна общедоступная библиотека в административном центре сельского поселения без учёта численности населения. В сельских населённых пунктах — только один сельский филиал общедоступной библиотеки из расчёта на 1000 человек, проживающих в одном или нескольких населённых пунктах (кроме административного центра). Такой норматив неизбежно приведёт к массовому закрытию сельских библиотек, находящихся за пределами административного центра сельского поселения. Приведём конкретные примеры.
В Брянской области на сегодняшний день 571 государственная и массовая библиотека, из них на селе — 471. По предварительному прогнозу закроется 108 библиотек в сельских поселениях, что составит 22,4% библиотек. Особенность Брянской области в том, что в сельской местности преобладают населённые пункты с числом жителей до
500 человек, а это 72,4%. Причём населённые пункты в сельских поселениях расположены на значительном расстоянии друг от друга (от 5 до 17 км) и даже если приступить к массовой организации пунктов выдачи, они не решат проблему в силу того, что многие библиотеки открыты неполный рабочий день. В нашей области 78% библиотек на селе работают от 0,25 до 0,75 ставки. В методических рекомендациях МК РФ нигде не закреплена норма, что библиотекарь стационарной библиотеки, учитывая количество функциональных обязанностей и не менее 1 тыс. населения в зоне обслуживания, должен работать на полную ставку. А как показывает многолетняя практика оптимизации бюджетных расходов, сокращение рабочего дня и штатных единиц оборачивается только повышением нагрузки и увеличением требований к библиотекарю, работающему неполный рабочий день.
Светлана Степановна Дедюля, вице-президент РБА, Председатель секции 01/17 Центральных библиотек субъектов РФ, директор Брянской областной научной библиотеки
им. Ф. И. Тютчева
Светлана Ивановна Бондарева, председатель секции 26 Сельских библиотек, заведующая научно-методическим отделом Брянской областной научной библиотеки
им. Ф. И. Тютчева

