Ленинградская областная детская библиотека ведет региональную Программу «КНИГИ ДЕТСТВА» для детей и взрослых, где подскажут, как слушать и слышать читающих сына и дочку, ведь детская литература — территория свободы ребенка.
Наблюдали ли вы когда-нибудь, как и из чего дети конструируют мир предстоящего чтения? Сначала ребенок выбирает события вокруг, ему необходим диалог, чтобы подтвердить себя. Чем глубже представления ребенка о себе, тем интереснее ему его собственное «Я», тем свободнее он в постижении иного — нового. Бесстрашно ориентируясь в ландшафте поиска, он изобретает свои способы узнавания книги для открытий, желаемых читательских впечатлений. Даже пластика проявляет ритм внутреннего движения. Путь к своей книге, приключение ее выбора, извлечение собственных смыслов, их кодирование в отношении к героям, рождение идей, грез, ожиданий от реальности то ускользающей, то пугающей, то восхищающей — все это и многое другое создает мир чтения. Детское чтение — сфера деятельности ребенка, где все его возможности и масштабы проявляются то в гармонии, то в хаосе. Ребенок каждый раз оказывается у собственных начал, погружаясь в тишину, которая может быть озвучена только им самим. Человек заново, наедине творит мир книги, из немоты рождает диалог с самим собой. Таинство чтения обусловлено природой детской души. Происхождение детского чтения толкуется нами, взрослыми, прагматично. Читает, потому что научился, воспитан, образован, способен. Читает хорошо, не читает — плохо. Почему? Почему, вдруг (?) испытывает отвращение, неудовольствие, испуг, скуку.
У С. Козлова1 есть сказка «Не улетай, пой, птица!». Заяц решил научить Поросенка веселиться в «весеннем лесу, набитом солнцем и птицами». Поросенку все не удавалось, по-заячьи, прыгать и веселиться, отталкиваясь двумя ногами сразу. Он вдруг услышал песню, «ему казалось, что он сам — вольная птица, летит высоко над землей и машет легкими крыльями». Чтение сопряжено в детстве и отрочестве с внутренними, уникальными событиями, имеет глубокую мотивацию, не поддается внешнему управлению, манипулированию. Слушать и слышать читающего ребенка — способность и желание вести диалог, понимая, что наши рецепты, «отталкиваться двумя ногами сразу», не совпадают с детским счастьем и несчастьем чтения.
Мама девятилетней Юли устала. Девочка отказывается читать. А в школе необходимо это делать хорошо и быстро. Вместе с Юлей рассматриваем книги, которые она не будет читать, девочка с удовольствием смотрит, как они укладываются обложкой вниз, игра такая. Внимательно слушает, про каждую книжку, стопка книг растет… Что же произошло и стало причиной дерзкого отказа? Оказывается, нежелание читать — обида, протест и растерянность. Из семьи ушел папа, который часто читал для нее по вечерам. Американские ученые обнаружили, что трудности с чтением испытывают дети с нарушением функций мозжечка. Тренировки координации движений возвращают ребенку желание и способность встречи с книжными текстами.
Метафизическая и физическая природа детского чтения естественна и не терпит насилия, но нуждается в поддержке. В самом раннем детстве, душа ребенка развивается нашей речью, под ее покровом «дитя живет в прекрасном мире, одухотворенном его фантазией».2 К 5—6 годам дети в своем слове выражают мир, явленный им в свободе познания и переживания. Слово ребенок пробует на вкус, на цвет, на запах. Доверие к слову вдохновляет, потому что слово — способ миротворения. В 8—9 лет слово обретает новое значение, им ребенок приближает к себе, ускользающий, меняющийся мир. Слово становится самым доступным и незаменимым средством выражения собственного понимания того, что происходит вокруг. Узнавание себя в другом — героический период отрочества. Слово в 12—13 лет — возможность проявления собственного «Я», инструмент проектирования будущего. На всех важнейших этапах развития наши дети обретают слово, в чтении же испытывают его, создавая резонансную среду, которая позволяет ему, наконец-то, слышать себя. Есть ли у современного ребенка свободное пространство, где бы он мог услышать себя говорящего? Именно стремление и способность — слышать себя — является основой желания читать. «Зачем мне читать?» Ответа на этот вопрос ребенок и подросток не может получить по подсказке, только через собственный поиск, желание, восторг и вдохновение.
С 2001 года Ленинградская областная детская библиотека (ЛОДБ) вместе с детскими библиотеками Ленинградской области ведет Программу «КНИГИ ДЕТСТВА».3
Долгосрочная региональная программа для детей и взрослых имеет следующие цели: представляет новых читателей для тех, кто создает и издает современную детскую книгу. Новое поколение читателей узнает ленинград-
ских-петербургских детских писателей. Программа объединяет взрослых и детей в творчестве чтения и перечитывания книг ХХ и XXI века. Программа открывает детских писателей и юных читателей друг другу. Главные события для всех участников Программы — встречи писателей с детьми Ленинградской области. Программа объединяет взрослых вокруг дет-
ской библиотеки для действия по защите права современного ребенка на доступ к новой дет-
ской книге. Что является основой развития Программы? Изменение мотивов участия в ней юных читателей. Основной — узнавание нового о себе.
Детские уроки прочтения книги являются вызовом в оценке нашего соответствия читательской ситуации, которую переживает современный ребенок. Отношение в детстве к прочитанному — необходимая внутренняя история, она не должна навязываться извне. Естественное развитие самого ребенка, его уникальной истории — стремление самому создавать событие в культуре. Он нуждается при этом в открытом, пластичном пространстве понимания и принятия. Детская литература — территория свободы ребенка. Мы, взрослые, способны вести диалог на равных, принимая прочитанное ребенком в системе ценностей детской жизни?
«Как бы я поступила, оказавшись на месте книжного героя? Изучать себя с помощью книги — это очень увлекательно!» Украинец Виктория, 14 лет.
«Я мечтаю, чтоб летать в облаках и видеть все-все, привсе, видеть и знать». Августа, 9 лет.
Нам бы хотелось представить детские истории отношения к прочитанному.4 Мы имеем возможность через слово, образ, интонации, смысл, убедиться на каком уровне интерпретации прочитанного рождается понимание себя. Острейшая дискуссия о проблемах между поколениями в современной культуре, о состоянии литературного образования в школе, о новом этапе литературного процесса и новом поколении читателей, о природе современного нечитателя, о жизни книги и отношении к литературному тексту в электронной культуре нуждается в новых аргументах.
«Моя любимая книга трилогия “Властелин колец”. Любимый герой — Горлум. Он был пойман во власть кольца, и она его покорила. Но он борется. С помощью Фродо он вспоминает, кем он был раньше. Он на половину отрицательный герой, но он не виноват, его покорило кольцо. Мне его очень жалко, и поэтому мои переживания превращаются в положительные эмоции». Елена, 8-й класс, 14 лет.
«Недавно я прочитала очень интересную книгу — “Мери Поппинс”. Я читала эту книгу много раз, и она стала моей любимой книгой. Если вам Мери сначала покажется слишком строгой — не пугайтесь. Ведь если бы она была только строгой, ее вряд ли любили бы эти веселые озорники Джейн и Бенкс». Прокудина Алина, Всеволожская школа № 2, 4а класс.
«Мой любимый герой — Татьяна Гроттер. Я люблю фантастику, а в серии этих книг реальность перемешивается с нереальностью. Таня Гроттер, девочка, прошедшая все испытания, чтобы стать настоящим магом. В ее характере сочетается мужество, смелость, решимость, но и обаятельность, доброта, красота (душевная). Хочу, чтобы все любители фантастики прочитали эту серию книг, так как человек с прочтением этих книг повзрослеет духовно». К. М., 13 лет.
«Я бы посоветовал всем почитать книгу Сэлинджера “Над пропастью во ржи”. Она мне очень понравилась. В повести “Над пропастью во ржи” рассказывается, практически, про моего ровесника. Я советую ее всем прочитать». К., 13 лет.
«Мне очень нравится книга “Шляпа волшебника”, потому что в ней много интересных рассказов. Мне так они нравятся, они поднимают мне настроение. А еще там есть волшебная шляпа все-таки!» Городничина Настя, Всеволожская школа № 2, 2-й класс.
«Мне очень понравилась книга “Мумми-тролль и комета”. Мумми-тролль — смешной, любит путешествовать, удивительный, добрый зверек. Я увидела эту книгу, и мне захотелось ее всю прочитать, несмотря на то, что она очень большая. Еще мне понравилась книга А. Линдгрен “Пеппи — Длинный чулок”, потому что Пеппи забавная, с ней и ее друзьями происходят невероятные события. Еще мне понравился Карлсон, потому что Карлсон впутывает Малыша в разные неприятности. Он веселый мужчина в расцвете сил». Яковлева Таня, Всеволожская школа № 2, 2-й класс.
«Есть несколько книг, прочитанные недавно, которые я бы хотел отметить. Во-первых, Ник Перумов “Битва Богов” — книга в стиле “экшн”. Книга захватывает своей калейдоскопической сменой действия. А также П. Коэльо и А. Перес-Реверта. А читать не надо скучные книги!!! Книги, в которых лишнее описание мешает пониманию основной мысли». (Без подписи.)
«Если бы я работала в библиотеке, то всем бы советовала читать книги Марии Семеновой. Особенно про Волкодава. Всю серию, потому что главный герой всех книг — Волкодав — замечательный человек. Он храбрый, сильный, умный, бесстрашный, очень выносливый. Он даже никогда не обижался и не мстил за свои обиды, но не прощал, когда обижают других. Он защищал их в человеческом образе и в образе Серого Пса. Он очень дорожил дружбой. Про себя он никогда не думал, только о тех, кто ему дорог. Ради дорогих людей он был готов отдать свою жизнь. И еще очень интересно, как жили эти люди и что для них было главным. Они не любили предателей и трусов, всяких негодяев. И еще все герои как-то мало разговаривают, но зато много думают. Этого в современных книгах нет. Я бы всем читателям рассказала про эти книги. Я даже своей подруге говорила о Волкодаве. А папа сказал: “Наконец-то, настоящий мужик в доме появился”». Надежда, Всеволожская школа № 1.
«Я очень люблю ходить в библиотеку. Мне очень нравятся книги Аркадия Гайдара, например, “Чук и Гек”, романы Дж. К. Ролинг, где главный герой Гарри Поттер, Юрия Олеши “Три Толстяка”. Больше всего мне запомнился роман Дж. К. Ролинг “Философский камень”. Там рассказывается о мальчике, у которого не было родителей… Но, однажды, приехал чудесный человек и рассказал, что у него были родители, а его фамилия — Поттер… Когда я начала читать этот роман, мне было очень жалко Гарри Поттера, потому что у него не было родителей, и он был сиротой. Но, когда он поступил в школу волшебников, мое мнение изменилось — я стала за него. У Гарри были хорошие друзья: Рон и Гермиона, а также Хагрид, который во всем ему помогал. Это самая лучшая книга, из которых я читал». Бабошина Алина, 7а класс, школа № 1.
«Я не очень люблю читать литературу, которую проходят в школе, потому что в школьной программе мало проходят фантастику, а именно такие книги мне нравятся. Еще я рекомендую прочитать книги Роджера Желязны. Это очень интересные книги». В., 13 лет.
«Когда я прочитал первую книгу Клауса Хагерюпа “Маркус и Диана”, то понял, что таких книг я еще никогда не читал. Эту необыкновенно смешную и интересную книгу я прочитал за несколько часов. Я не удивлен, что эта книга переведена на 12 языков и удостоена множества наград. Но когда была мной прочитана следующая книга этого писателя “Маркус и девочки”, я понял, что Клаус Хагерюп САМЫЙ лучший во всем мире современный писатель! Сюжет — захватывающий и увлекательный. К сожалению, очень мало издается современной зарубежной литературы, говорящей о подростковых проблемах. Это и взаимоотношения между друзьями, мальчиками и девочками, детьми и родителями. Посоветовал бы познакомиться с творчеством Клауса Хагерюпа всем, кто любит читать. Эти книги стоят этого!» Алексей, 13 лет.
«“Воздушные пираты” — самые интересные и захватывающие книги, которые я прочитал за свою жизнь! Эти книги позволяют: и переживать, и расстраиваться, и радоваться за главного героя Прутика. Открыв первую книгу Пола Стюарта, “За темными лесами”, я провалился в сказочный мир троллей, гоблинов, душегубцев, Толстолапов, эльфов и людей. Все из книги мне понравилось по-особому: Облачный волк — непреклонностью и мужеством, птица-Помогарь — мудростью и любовью, Толстолап — преданностью. А Прутик обладал всеми этими качествами. Прутик долго блуждал по лесам и научился всяким премудростям. Прежде чем попасть на корабль воздушных пиратов, Прутик сражался за свою жизнь. Он даже встретился с Хрумхрисом, самым опасным существом в их мире. Храбрость мальчика не знала границ, и поэтому птица-Помогарь спасла ему жизнь. И в прямом смысле сбросила Прутика на голову пиратам. Что им оставалось делать, как не взять его с собой на “Громобой”. Книга произвела на меня большое впечатление. Я с нетерпением жду прочтения других книг “Громобой”, “Полночь над Сантафраксом”». Денис Ефремов.
«Я давно заметила на стенде в библиотеке эту книгу. Очень люблю кошек и никак не могла пройти мимо таких глаз. Потому решила узнать, можно ли книгу почитать. Книжка превзошла все мои ожидания. Я полночи не могла уснуть потому, что вспоминала глаза этого кота. Вскоре я не выдержала и взяла книгу. И чуть не закричала. Надпись “Варджак Лап” светилась и, бледно-зеленым кошачьим огнем, горели глаза.
Сама история мне тоже понравилась. Немножко фантастическая, немножко правдивая. Я даже перечитала книгу еще раз и с трудом дождалась, когда придет сестра, чтобы рассказать ей о книге». Лаврова Маша, 12 лет.
«Мои любимые писатели: Булгаков и Беляев. Я очень люблю фантастику. Мой герой — это Шарик из произведения “Собачье сердце” Булгакова. И мне очень нравится произведение “Голова профессора Доуэля” Беляева. Я читала это произведение, когда мне было 10 лет. Мне оно запомнилось надолго. А повесть Булгакова я прочитала в 13 лет». Н. П., 14 лет.
«Герой, который всегда со мной, мой любимый герой — это Гарри Поттер. Этот персонаж — лучший для меня, так как в нем прочитывается свет, великое предназначение в уничтожении зла, в лице Темного Лорда. Гарри Поттер — очень трагичный герой. Мне кажется, что его судьба не просто судьба подростка, судьба человека с испытаниями и трудностями, которые под силу не каждому. Этот герой заслуживает уважения. Мне кажется, что в последующих книгах его ждут еще более трудные испытания, чем в предыдущих частях, и его надо только поддержать мысленно». Оля, 8-й класс, 14 лет.
Нам необходимо осознать, как стремительно наши дети, не спросясь, покидают навязанное им пространство чтения, вырываясь из условностей, которым мы следуем: «Понравилась ли тебе эта книга?». Интерес к себе прочитавшему, желание проговорить самые главные идеи, поиск верной интонации, стремление найти координаты собственного пространства Действие, созидание словом! Каждое читательское признание — создание новой формы существования прочитанного, но уже в поэтике сказанного себе и о себе. Душевный труд человека, погруженного не в поток информации, а творящего собственную историю понимания, собственный поток вопросов из глубины чувств, переживаний или равнодушия.
Новый этап Конкурса в Программе «Книги Детства» мы разработали в алгоритме вопросов, которые предложены детьми. Девиз «Я читаю!» объединил их желания комментировать, рассказывать, спрашивать, утверждать. Итак, в 2005 году, участники Конкурса ведут диалог, выполняя творческие задания в избранном ими ритме размышлений и идей.
ЗАЧЕМ? Узнаешь о себе новое, радостное от известных петербургских писателей. Тебя и твоих друзей пригласят в «мастер-классы»: С. Махотин, В. Воскобойников, М. Семенова, М. Яснов, Е. Мурашова, В. Роньшин. Задашь вопрос, посоветуешься, узнаешь о тайнах написанных книг.
ПОЧЕМУ Я? Тебе нравится читать, но ты сомневаешься, важно ли для твоих друзей увлечение «книгоглотанием». Или наоборот — чтение — наказание, придуманное взрослыми, или…
ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ… Ты станешь участником необыкновенных приключений в книжном и электронном мире ЛОДБ, вместе с писателями и твоими сверстниками. Ты вдруг поймешь, что радость твоего чтения разделяют другие.
ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ! В ЛОДБ, куда тебя пригласят, произойдут замечательные события. Тебя называют ЛУЧШИМ, всем интересно, как ты думаешь, говоришь, читаешь. Писатели вручают ПРИЗЫ, дарят автографы, книги, хвалят.
ОЧЕНЬ ВАЖНО. Замечательный писатель Радий Петрович Погодин утверждал: «Чтобы все разглядеть поближе, надо шагать медленнее… на большой скорости — одно мелькание».
САМОЕ ГЛАВНОЕ. Тобою созданы творческие работы, твои друзья и ты подарили свое чтение, мысли, идеи другим. В ноябре в твоей детской библиотеке, будут подведены итоги, победителей Конкурса в декабре ждут на Фестивале детской литературы и детского чтения в ЛОДБ «МЫ ЧИТАЕМ!»
Дарить чтение. Детям. Неловкий, непривычный жест для взрослого, обязывающий проницательно относится к желаниям, создавать праздник, поддерживать радость, удовольствие. Самое главное, необходимо оставить обустроенную нишу повелевающего чтением, обеспечивающего чтение, позицию автономности и контроля. Почему мы так стремимся к отчуждению от читающего ребенка? Хотим, чтобы это было его делом, но он обязан предъявлять нам результаты. Быть может потому, что желание дарить чтение возникает слишком поздно, когда ребенок уже пережил множество недоразумений, встречаясь с книгой, и хочет разучиться читать.
«Дети и взрослые вместе. В мире детских книг» — идея, которая должна была объединить участников ежегодной областной Школы Детского Чтения (ШДЧ)5, открытой на базе Сланцевской детской библиотеки. Конечно, были важны все события в ШДЧ: и круглый стол «Детская книга и детское чтение — сфера диалога?!», и дискуссия «Нова ли новая детская литература?», и проблемно-ситуативная игра «Взрослый с книгой в детской жизни: что происходит на самом деле?». Но естественно, что главной интригой для всех — библиотекарей, исследователей, учителей, писателей — был предстоящий «Урок прочтения для взрослых» — «Откройте мою книгу!!!», где ведущими предполагались дети. Стоит взглянуть на происходившее со стороны детей. Вели «урок» дети от 8 до 15 лет. Мы предложили детям, по их желанию, высказать свое мнение. Вот спектр позиций и оппозиций, которые открывают смысл очень актуального действия: дарить чтение.
«Я хотел рассказать взрослым, что фэнтези — это тоже хорошая книга! Этот жанр — смешение всех жанров: там есть и стихи, и сказки, и романтические повести и про любовь (как в девчоночьих романах). Надеюсь, что я смог убедить в этом некоторых взрослых. Может, они так говорят, не читая этих книг? Некоторые хотят навязать то, что им нравится читать. <…> Больше всего мне понравился как раз разговор и спор о литературе, литературных жанрах, литературных пристрастиях. Это было очень классно! <…> я хотел узнать, какие книги нравятся моим сверстникам, и хотел проявить себя среди взрослых. Я хотел понять, какие они — взрослые люди и рассказать им про себя». Иван Сторчак, 12 лет.
«Я рассуждала о том, как оставаться самим собой по книге “Маркус и Диана”. Я первый раз беседовала со взрослыми и поэтому очень волновалась. Но все-таки я осталась довольна, что все меня внимательно слушали и поняли. Единственное, чем я осталась недовольна, что взрослые не ответили на мой вопрос, который я задала в конце своего рассказа: была ли у вас в жизни ситуация, как у Маркуса и Дианы, когда они выдавали себя за других?» Аня Черепенина, 11 лет.
«Мне понравилось, что взрослые спорили и относились к нам не по-детски. Меня удивило то, с каким рвением взрослые обсуждали темы детских книг и вступали в дискуссию с детьми. Они были заинтересованы в этом <…>. Я считал себя каким-то отдаленным человеком, занудой. Но мне показалось, что на этой встрече я доказывал всем (и себе в том числе) обратное. Меня удивило, как взрослые дискутировали между собой, при этом, поддерживая беседу с нами так, что получилась целая организованная (как будто отрепетированная) беседа, картина действий». Роман Кузнецов, 13 лет.
«Мне этот урок очень понравился! Урок прочтения вели дети! Все ребята давали очень интересные задания. Я задала вопрос о книге Стругацких “Трудно быть богом”. Почему Стругацкие именно так назвали эту книгу? Почти никто не знал ответа на этот вопрос. Я не сомневаюсь, что каждый взрослый, придя домой, взял эту книгу и, прочитав ее, мысленно ответил на этот вопрос. Мне кажется, что после урока прочтения взрослые поняли, что то, что они читали — не умерло. Дети, читая старые книги, вновь одаривают эти книги, повести, рассказы новой жизнью. Такие уроки прочтения нужно делать как можно чаще, чтобы книги никогда не умирали!». Катя 13 лет.
В ШДЧ 2 декабря 2004 года детьми для лучших детских книг учрежден Знак «НРАВИТСЯ ДЕТЯМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ». Как происходила первая процедура присвоения Знака? Соблюдены ли все принципы Положения о Знаке?
«Знак присваивается детьми и подростками 7—15 лет лучшим десяти детским книгам, изданным в текущем году или представленным в рукописи издательством или автором при посредничестве ЛОДБ. Знак отражает и подтверждает выбор детей, участников Программы «Книги Детства». Избранная книга представляется юным читателем индивидуально или вместе с друзьями, сверстниками, одноклассниками в ближайшей детской библиотеке».
Дети утвердили свое право на выбор, процедура присвоения была исполнена: «…Мои друзья рассказывали о новых книгах, рекламировали их. Звучали названия таких книг, как “Варджак Лап”, “Гарри Поттер”, всевозможные детективы… все слушали, затаив дыхание, одновременно смеялись, огорчались, радовались, удивлялись. Потом вместе с писателем С. Махотиным голосованием выбрали две лучшие книги! А из библиотеки все выходили с радостными лицами, на которых сияли улыбки!» Надя, 11лет.
15 декабря 2004 года «Фестиваль Детской книги и Детского чтения» собрал в ЛОДБ победителей Областного Конкурса «Книги Детства» из всех детских библиотек Ленинградской области. В «мастер-классах» писателей состоялись дискуссии, точнее, страстные диалоги, дети отстаивали свою позицию. С. Е. Мурашовой: «Книжный герой, который нам нужен! Почему мы читаем именно эти книги?», с М. Д. Ясновым: «Кто, как и почему не хочет читать русскую классику…», с М. В. Семеновой: «Про то, зачем создают, издают, читают фэнтези», с С. А. Махотиным: «Почему и как книга становится популярной у детей?», с В. М. Роньшиным: «Тайны и ужасы — увлекательное и необходимое чтение!?».
Напряжение рейтингового голосования было таким, что присутствующие взрослые онемели. Замечательное детское решение—2004: Знак «Нравится детям Ленинградской области» присвоен:
Произведениям: Пушкин А. С. «Сказка о Царе Салтане»; Бронте Ш. «Джейн Эйр»; Васильев Б. В. «А зори здесь тихие».
Книгам:
Махотин С. А. Дело о пяти минутах: Детективная повесть. — М.: Дрофа, 2002.
Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и Орден Феникса. — М.: Росмэн, 2004.
Семенова М. Волкодав. Истовик-камень: Роман. — СПб.: Азбука-классика, 2004.
Семенова М. Волкодав. Право на поединок: Роман. — СПб.: Азбука-классика, 2004.
Сэйд С.-Ф. Варджак Лап: Повесть / Пер. с англ. А Кохановой. — СПб.: Азбука-классика, 2004.
Янссон Т. Все о мумми-троллях: Повести-сказки / Пер. со швед. Л. Брауде, Н. Беляковой, Е. Паклиной, Е. Соловьевой. — СПб.: Азбука-классика, 2004.
Стюарт П., Риддел К. Громобой / Пер. с англ. К. Черновой. — СПб.: Азбука-классика, 2003.
Детские книги со ЗНАКОМ «НРАВИТСЯ ДЕТЯМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» будут широко представляться и рекламироваться ЛОДБ по всем каналам. В детских и школьных библиотеках Ленинградской области, на Региональном сайте детских библиотек, на книжных выставках-ярмарках, на традиционных акциях ЛОДБ (Летние Дни Детской литературы, Фестивали детской книги и детского чтения), в СМИ, на корпоративных и межкорпоративных конференциях.
Первая презентация книг, отмеченных Знаком, состоялась 9—13 февраля 2005 года на II специализированной выставке «В фокусе — детская книга». У стенда ЛОДБ «Дети и взрослые вместе. В мире детских книг!», на стенде издательства «Азбука» посетители и специалисты, участники деловой программы оценивали выбор детей. На стенде ЛОДБ состоялось более 800 консультаций. Родители делились своим опытом выбора книг для детей, заполняя анкеты. Подчеркнем тенденции в поиске книги современными родителями. Более 70% мам и пап ориентируются на знакомые с детства имена, 20% — позволяют себе доверять выбору ребенка. Никто из опрошенных не выразил доверие рекламе, что настораживает, как и то, что слишком узок круг тех, кто ориентируется на мнение специалистов (библиотекарей, критиков) советуются со специалистами. Интересно, что окончательный выбор новой книги зависит от сюжета, ее жанр, идея и герой, иллюстрации, цена не являются для большинства родителей значительным фактором решения — открыть книгу своему ребенку. Почему? Нам кажется, следует обсудить проблему психологической готовности родителей, библиотекарей адаптироваться к новым культурным запросам современных детей.
На ШДЧ библиотекари и учителя признались, что когда дети говорили о новых книгах, они почувствовали страх одиночества, ослабли связи, появилась настороженность. Отказ от позиции: мы лучше знаем, что и как надо читать и понимать, все-таки, возможен только при развитии подлинного диалога с ребенком. Когда взрослым принимается неотменимость ребенка в его праве на радость и наслаждение чтением. Стремление создать вместе с ребенком, как равным партнером, пространство свободного выбора книги. Вспомним, как был поражен подросток: «Меня удивило то, с каким рвением взрослые обсуждали темы детских книг и вступали в дискуссию с детьми…». Признаемся, дети потом настойчиво спрашивали: почему с ними так редко говорят о чтении. Наши дети читают — в ожидании взрослого, который не вызовет у них желания разучиться читать.
Людмила Валентиновна Степанова, старший преподаватель СПбГУКИ,
главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки
1 Козлов С. Г. Лунная дорожка: Сказки. — М: ОГИ, 2004. — С.41—43.
2 Зеньковский В. В. Психология детства. — М., 1996. — С. 62.
3 Книги детства—2004: Метод. материалы / ЛОДБ. — СПб., 2004. — 52 с.
4 Авторы размышлений — читатели-участники передвижной книжно-иллюстративной выставки «ОТКРОЙ СВОЮ КНИГУ!». Книжно-иллюстративная выставка новых книг петербургских издательств и популярных книг ленинградских-петербургских писателей путешествует по детским библиотекам Ленинградской области при содействии петербургских издательств ДЕТГИЗ, АЗБУКА, ОНИКС, СВЕТЛЯЧОК, «АМФОРА», издательский дом «НЕВА», «Янтарный сказ».
5 Степанова Л. В. Детская школа для взрослых: Новое пространство творческого диалога // Библиотечное Дело. — 2004. — № 1. — С. 20—21.

