Почтение к чтению или Чем грозит его профанирование?

Произошедшая в начале XXI века десакрализация чтения аналогична секуляризации религиозного сознания.
В статье «Чтение для имиджа или удовольствия?» Л. Ф. Борусяк поставила важную проблему десакрализации классики1.
Сакральный — слово многозначное. Кроме общеизвестного значения «священный», сакральный — это также и «достойный уважения», и «ритуальный», и «отличный от мирского», то есть невежественного.
Христианская эпоха наделила книгу сакральным смыслом. На Священном Писании клялись в верности, приносили присягу. Светский вариант этого обряда дожил до наших дней в виде официального вступления в должность президентов европейских стран, приносящих присягу на конституции. Сакральное содержание процесса чтения сохранилось в форме посещения культовых организаций: для верующих — это храм, для книжников — библиотека, а также освящения определённых социальных норм: чтение классических текстов, принадлежность к элитарному типу читателей. Сопоставление ценностей верующих, то есть признающих существование Бога, и почитателей книги, то есть признающих существование её Особого смысла, можно продолжить. Кстати, это явление находит отражение в современном литературном процессе. В этом отношении любопытен текст А. Самойлова «Я книга»2.
Как известно, по сей день не сформулировано единой типологии читателей. В этой связи чтение как форма духовной деятельности личности предполагает мировоззренческую классификацию, учитывающую своеобразие философско-исторической рефлексии человека читающего. Прежде всего, это люди, искренне преданные процессу чтения. Здесь уместно сравнение с глубоко верующими людьми. Представители этого типа негативно относятся к «нечитателям», как искренне верующие — к атеистам, воспитывают у своих детей потребность в чтении, точнее сказать, в почтении к книге. Второй тип — это поверхностно читающие. Их круг чтения ограничен, так как сформирован стандартом «среднего массового образования». Как и поверхностно верующие, они безразлично относятся к «нечитающим» (атеистам), слабо воспитывают в детях потребность в чтении. Третий тип — пассивные читатели. Они инертны в выборе книг. Как и люди индифферентные в вопросах веры, они равнодушны как к «читающим», так и к «нечитающим». Четвёртый тип — активные «нечитатели». Как и воинствующие атеисты, они негативно относятся к «книжным ценностям». В семьях таких людей вообще отсутствуют книги. Они для них «накопители (сборщики) пыли».
Произошедшая в начале XXI века десакрализация чтения аналогична секуляризации религиозного сознания. В постсекулярном мире чтение освободилось от морали, произошло сужение социального воздействия чтения. Как верующие концентрируются вокруг религиозной общины, так и читатели — вокруг библиотек. Этот процесс замечательно воссоздан в романе М. Елизарова «Библиотекарь». В связи с этим уместно введение понятия «профанирование чтения»: рrofanation — оскорбление святынь, а профанация — искажение.

Владимир Николаевич Руднев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и издательского дела. АНО ВО «Российский новый университет»

1 Борусяк Л. Ф. Чтение для имиджа или удовольствия? Десакрализация классики // Библиотечное дело. — 2015. — №22 (265). — С. 8–19.
2 Подробнее представить характеристику чтения и типологию читателей в современном литературном процессе автор намерен в одной из следующих статей.