«По дороге стук да стук. Едет крашеный сундук»

Как Владимир Лебедев стал основателем советской школы детской иллюстрации

«Лебедев не был, конечно, единственным большим художником, искавшим новые пути развития детской книги… Но опыты Лебедева пошли дальше исканий его современников — и оказались в итоге неизмеримо более плодотворными», — пишет искусствовед и писатель Всеволод Петров, автор монографии «Владимир Лебедев». Эта книга — единственное исследование всего многообразия творчества Лебедева, заложившего фундамент для развития культуры советской книги-картинки.
Работая над детской сказкой, Лебедев впервые встретился с задачами не только иллюстрирования, но и построения, художественного конструирования книги. Уже в этой ранней работе выступают особенности, впоследствии ставшие характерными признаками лебедевской книжно-графической системы. Язык изображения сжат и ясен. Контурная линия играет для Лебедева лишь вспомогательную роль; структура его рисунков определяется не столько контуром формы, сколько сопоставлением живописно-пластических масс и объёмов. Стремясь сосредоточить внимание зрителей на характеристике персонажей и динамическом действии сказки, художник совершенно исключил орнаментальные и даже пейзажные мотивы, излюбленные графиками «Мира искусства». Фигуры развёрнуты на нейтральном белом фоне книжной страницы. Чередование иллюстраций, то страничных, то вкомпонованных в текст, продиктовано верным и точным чувством ритма.
Но в 1918 г. Лебедев ещё не помышлял о создании стройной и последовательной системы книжного оформления. Перед художником стояли другие задачи. Ему ещё предстояло пройти суровый искус учения и экспериментирования. Нужно было овладеть современным изобразительным языком, найти свой путь и своё место в русском искусстве. Он на длительный срок оставил работу над детской книгой. Лишь в начале 1920-х гг. он вернулся к искусству книги и начал экспериментировать с обычной для него энергией и настойчивостью. Лебедев не был, конечно, единственным большим художником, искавшим новые пути развития детской книги. К тому же периоду принадлежат экспериментальные работы П. В. Митурича и Л. М. Лисицкого. Несколько ранее, в 1918–1919 гг., в Петрограде работала артель художников «Сегодня», в состав которой входили В. М. Ермолаева, Н. И. Альтман, Ю. П. Анненков, Н. Ф. Лапшин, Е. И. Турова и Н. И. Любавина; они непосредственно примыкали к опытам книжной графики, начатым московскими футуристами перед Первой мировой войной.