Почему именно сегодня практика медленного чтения, уходящая своими корнями в традицию чтения и толкования священных книг в иудаизме, в начале XX в. подхваченная филологами, ставшая привычной формой как индивидуальной, так и коллективной работы с художественным произведением, частью вузовской филологической подготовки, оказалась востребована в библиотеках? Пожалуй, это главный вопрос, на который необходимо ответить.
На мой взгляд обращение библиотек к медленному чтению — это созидательный, конструктивный протест против тенденций «разбиблиотечивания», о которых писал выдающийся российский библиофутуролог А. В. Соколов. Протест против девальвации и десакрализации книги, трактуемой предельно инструментально — как «носитель информации», помогающий выработке профессиональных компетенций. Протест против обесценивания книжных собраний, которые в дискуссиях о судьбах библиотек в цифровую эпоху предстают не тем каменным основанием, на котором прочно и неразрушимо стоит наш библиотечный дом, а раздражающей рухлядью, лежащей поперёк дороги к светлому бескнижному будущему. Это попытка утвердить библиоцентризм в ситуации соединения под одним управлением, а то и под одной крышей, библиотек и досуговых учреждений: домов культуры, клубов, а в нынешней московской ситуации ещё и спортивных центров. Такое соединение лишь отчасти расширяет возможности тех и других за счёт умного, творческого соработничества, гораздо больше оно чревато соблазном отодвинуть собственно библиотечную деятельность на второй, а то и третий план, ведь согласно законодательству, денег учредителям — в отличие от платных студий, кружков, мастер-классов, «коворкингов» и прочих «активностей» — она не приносит и в ситуации рыночной экономики, построенной на прибыли и конкуренции, как ни прикрывай этот факт фиговым листком разговора о «традиционных нравственных ценностях», ценится невысоко.
Против этого двустороннего натиска библиотека и воздвигает «течение встречное», вводя практику медленного чтения в свою деятельность, творчески используя её элементы в просветительных и культурных программах, в том числе нацеленных на развитие семейного чтения, работу с детьми, подростками, молодёжью. Примеры этого использования многочисленны, и многие из них были представлены на прошедшей в Москве 25–27 марта 2025 г. Под эгидой РБА Международной научно-практической конференции «Медленное чтение сегодня: теория, методика, практика», которая объединила филологов, философов, культурологов, школьных и вузовских педагогов и, конечно, библиотекарей, представляющих как крупные национальные библиотеки, так и библиотеки муниципальных образований, городские, окружные, районные, межпоселенческие, как вузовские, так и школьные. Перед организаторами конференции поистине предстала Вселенная медленного чтения, вмещающая в себя ближние и дальние библиотечные галактики, малые и большие планеты, отличающиеся удивительным разнообразием и вместе с тем объединенные общим заданием — утвердить значение коллективной работы с книгой в пространстве библиотеки для развития личности каждого из читающих, формирования читательской культуры, творческого общения и взаимодействия людей.
Анастасия Георгиевна Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, главный библиотекарь Библиотеки №180 им. Н. Ф. Фёдорова ГБУК г. Москвы «Мосразвитие»

