Прогностическая сессия «Будущее библиотек». Экспертный форсайт

Как должна меняться библиотека, в каком направлении развиваться, что нужно сделать, чтобы она оставалась нужной и полезной?
На этот вопрос в рамках пленарных заседаний, специализированных площадок и прогностической сессии отвечали участники Первых социально-экономических чтений.
Во время проведения Первых социально-экономических чтений, состоявшихся в Ханты-Мансийске 23–24 ноября 2016 г., не раз заходил разговор о необходимости модернизации (диверсификации, реорганизации и т. п.) библиотек. Все понимают, что изменения обусловлены переменами в социально-экономической, информационно-коммуникационной, культурной и других сферах жизни общества. Включение в программу Первых социально-экономических чтений прогностической сессии «Будущее библиотек» предполагало создание базовых сценариев будущего библиотек по методике Rapid Foresight или «скоростной форсайт» (RF).

Работа в группах
Были сформированы три экспертные группы: сотрудники библиотек, читатели (взрослые) и «нечитатели» (студенты). В поставленную перед ними задачу входило создание «дорожных карт» необходимых изменений. От участников сессии требовалось определить, какие проекты изменений окажут наибольшее (желаемое) воздействие на развитие отрасли.
Поскольку основа методики — совместная работа участников с картой времени, работа не с текстами, а с образами и схемами, экспертам было предложено визуально изобразить настоящее, то есть своё представление о библиотеке. Группы оформили своё видение сегодняшней библиотеки: «нечитатели» нарисовали диван (рекреация); библиотекари — баян (организация досуга); читатели настаивали на тишине.
Базовая сущность форсайта — определение трендов. «Начальные» тренды фиксируют отправную точку, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задаёт процесс наполнения форсайта. Главной функцией модератора на этом этапе является обеспечение дискуссии между участниками, в результате которой на карте размещаются достойные, важные и интересные предложения.
Библиотекари выявили следующие тренды: потребность в третьем месте, урбанизация, самореализация; читатели — информатизация, нехватка времени, досуг; студенты — образование, рождение третьего ребёнка, здоровый образ жизни (как видите, совпадений нет).
После выявления трендов участники стали работать над описанием своего варианта развития библиотеки в контексте этих трендов. Вопрос звучал так: «Какой нужно быть и что делать библиотеке, чтобы в будущем оставаться полезной обществу и отвечать выявленным трендам?»

Образ вероятного будущего библиотеки
Мнение сотрудников библиотек

Группа сотрудников библиотек охотнее отвечала на вопрос «Что делать», в то время как две другие группы старались говорить о том, какой библиотеке быть. Отчасти это связано с тем, что для сотрудников вопрос о будущем библиотеки является в какой-то степени болезненным. Библиотеку как институт, ждут серьёзные преобразования, и это потребует больших усилий, как от библиотеки, так и от специалистов, ведь значительно изменятся требования к их профессиональным и личностным компетенциям. Всё больше будут востребованы навыки в области IT, работы с Big Data, навыки управления и работы с информацией, вниманием, а также компетенции в области педагогики и работы с групповой динамикой (модерация, фасилитация). Не случайно в «Атласе новых профессий», представленном Агентством стратегических инициатив при Президенте Российской Федерации и Московской школой управления «СКОЛКОВО», профессия библиотекаря (в традиционном понимании) оказалась в числе двадцати профессий, которые с наибольшей вероятностью могут исчезнуть под воздействием информационных технологий.

Константин Сергеевич Бороздин, тренер, модератор, автор и соорганизатор образовательных проектов, Сургут
Мария Николаевна Мадьярова, главный библиотекарь отдела внешних коммуникаций и социокультурной деятельности Государственной библиотеки Югры