Чтение — уникальный феномен культуры, который выполняет важную социальную функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения только информационных и образовательных потребностей. Несмотря на это, с каждым годом мы наблюдаем стабильное снижение интереса к чтению.
Учёные и специалисты в области библиотековедения сталкиваются с постоянной трансформацией чтения, её изменчивостью и продолжением снижения интереса и падения читательской культуры среди населения. «Семья, школа, библиотека, средние и высшие учебные заведения — именно на эти социальные институты общества прежде всего ложится основная ответственность за приобщение молодого поколения и всех членов общества в целом к письменной культуре, к чтению»1.
Библиотечными специалистами по всей России разрабатываются и внедряются всевозможные программы и проекты для привлечения населения к чтению. Так, в Центральной детско-юношеской библиотеке Нижнего Тагила в 2012 г. была проведена акция «Почитаем перед сном» (идея заимствована у Мурманской областной детско-юношеской библиотеки)2, а в Пензенской области с 2013 г. реализуется социальный просветительский проект «Читающий город»3. Разработана и утверждена «Концепция поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия)»4 на 2012–2016 гг. с целью повышения статуса чтения как одного из основных факторов личностного становления и повышения культурной компетентности населения. Подобных проектов по стране немало.
Человек сегодня не просто окружён, но перенасыщен информацией. Рост количества книг, увеличение их разнообразия приводит к сложности выбора, заставляет задумываться о том, какие тексты полезны, а какие — вредны. Людей трудно чем-то привлечь или удивить, а предложения «посмотреть на полке» практически всегда игнорируются со ссылкой на нехватку времени. В век экспресс-услуг, новейших технологий, бешеного ритма жизни общество привыкло получать всё быстро и сразу. Идущие в ногу со временем библиотеки модернизируются, аккумулируют все возможные услуги для удобства пользователям. Информационно-досуговый центр «М-86» Санкт-Петербургской Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского не стал исключением.
Начавший свою работу в марте 2015 г. центр «М-86» сразу же столкнулся с проблемой низкой книговыдачи. Причиной тому стала специфика его фонда. Согласно концепции проекта читателям предлагались издания весьма узкой направленности: комиксы (графические романы) на русском и иностранных языках, издания туристической тематики, литература для фотографов, дизайнеров, графиков, популярные книги по развитию личности, литература для детей и родителей. Художественная литература в фонде отсутствовала, а именно её преимущественно запрашивает читатель. До момента введения внутрисистемного книжного обмена был разработан и внедрён проект «Образовательное чтение». Эта услуга позволила всего за месяц значительно повысить показатель книговыдачи.
Юлия Николаевна Абрамова, заведующая Мультимедийной информационно-сервисной службой СПб ГБУК ЦГПБ им. В. В. Маяковского (Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского)
1 Воронцов А. В. Чтение как социально-экономическая проблема // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2009. — №4. — С. 57–67.
2 Лобырева О. С. Полчаса перед сном: родительский всеобуч / О. С. Лобырева, Л. С. Скидан,
Т. В. Рубцова // Библиотечное Дело. — 2013. — №10. — С. 43–44.
3 Зиненкова С. «Читающий город». Социальный просветительский проект // Библиотечное дело. — 2013. — №12. — С. 11–13.
4 Афанасьева О. И. Концепция поддержки и развития чтения первые итоги развития // Библиотечное Дело. — 2013. — №12. — С. 14–17.

