Пространство для читателя. Опыт проведения выездных семинаров по организации библиотечного пространства

С целью популяризации актуальной тематики нового пространства Выездной учебно-методический центр ТОУНБ им. А. С. Пушкина подготовил два обучающих семинара-тренинга для специалистов общедоступных библиотек области: «Организация библиотечного пространства» и «Проект как основа организации пространства».
Профессионалам хорошо известно пособие Жаклин Гаскюэль «Пространство для книги: руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку». Время сместило акценты: современное библиотечное пространство — это не столько место для книги и электронных носителей информации, сколько Пространство для Читателя, Пользователя, место для его гармонического развития, творчества и самовыражения. Новое пространство является отражением новой роли библиотеки, развиваясь как территория интеллектуальной свободы и публичное место — третье после работы, школы и дома. Рассматривая перспективы изменения пространства в библиотеках Томской области, мы должны были ответить на извечные вопросы: «Что делать?» и «С чего начать?». И начали с анализа факторов ОБП и опросов населения.

Для каждого — своя библиотека
Наиболее популярным сегодня трендом является повышение мобильности граждан, в том числе и социальной. Темп жизни убыстряется, усиливается жажда новизны и впечатлений, в первую очередь это касается детей и молодёжи. Кто он — современный человек? Каков должен быть его образ жизни в век высоких технологий, информационного бума и усложнения социально-политической системы? О чём он мечтает? На эти вопросы можно ответить, лишь изучив предварительно свою потенциальную читательскую аудиторию, узнав их мнения, вкусы, интересы, потребности. Специалистами муниципальных библиотек Томской области был проведён ряд исследований в этом направлении.
Наиболее серьёзными оказались исследования, проведённые библиотеками Асиновского, Бакчарского, Парабельского районов. Эти исследования были проведено ТОУНБ им. А. С. Пушкина в 2010–2011г.г. в рамках подготовки к областному семинару-тренингу «Проект как основа организации пространства». В ходе опросов по темам: «Библиотека — пространство для читателей» и «Библиотечная среда» были изучены мнения 2936 жителей районов. Среди них были люди, проживающие в районных центрах и в отдалённых поселениях.
Исследование показало, что библиотека воспринимается жителями как общественное пространство: каждый шестой читатель посещает её ежедневно, каждый второй — раз в неделю, каждый третий — раз в месяц, Более половины читателей приходят в библиотеку с друзьями. Доля читающего населения очень высока (38%) и составляет альтернативу просмотру телепередач (46%). Читатели проводят достаточно много времени в библиотеке, она занимает часть их досуга. Многие признают, что находились бы здесь намного больше, если бы библиотеки были комфортнее. Среди факторов, вызывающих дискомфорт, названы отсутствие удобных подходов к зданиям, тёплых туалетов, нехватка площадей для проведения мероприятий и другие. Большинство этих проблем решаемы в рабочем порядке. Сложнее осуществить другое — системное обновление. Имеется в виду модернизация библиотечного пространства, создание и реализация проектов комфортного предоставления услуг отдельным группам читательской аудитории.
Приоритетная для всех публичных библиотек (ПБ) группа — дети. Если задача школьных библиотек — прежде всего помощь в образовательном процессе, то муниципальные библиотеки являются игровой площадкой, местом интеллектуального общения и творческого развития детей. Детям в таких библиотеках важно наличие мест для игр, видеозала, интернет-кафе, летней площадки для чтения, смотровой площадки, магазинчика с книгами и канцтоварами.
Молодёжь — самая неизученная, «неприрученная» и «ускользающая» группа пользователей. У нового поколения иной менталитет, другой взгляд на мир. Молодёжь многолика, но есть немало ребят, для которых библиотека — это стиль жизни. Вот, например, мнение одной из представительниц молодёжной элиты студенческого Томска: «Я вижу новый тип человека — пожирателя информации и интеллектуального монстра. Ему необходимо особое пространство для роста и развития. У него особая пища — инфорамция, и он будет ходить в особые места общепита — в библиотеки. У него будет потребность в этих местах non-stop. Представьте библиотеку-комплекс, работающую круглосуточно. Здесь есть всё, что содействует возделыванию духа, создана атмосфера, ингерентная для посетителей-интеллектуалов». Где проводят вечера молодые? Вечер — это свободное от занятий время, которое хочется провести в компании друзей. Где они могут это сделать? Чаще всего пространством для общения выступают клубы, забегаловки, то есть места питейно-злачные. А если предоставить альтернативу — пространство с интеллектуальной атмосферой? Разумеется, к клубам с баром и стриптизом публика не охладеет, но всем ли по вкусу только такие заведения? Современный человек требует новое пространство, в котором он смог бы развиваться. Разумеется, построить такую «Мегабиблиотеку» сложно по многим причинам, но учитывать мнение молодёжи при организации комфортной инфрасреды просто необходимо. Так, вслед за изменением пространства библиотеки, должна измениться и она сама. Или наоборот!
Зачастую без должного внимания остаётся группа людей среднего возраста (экономически активные пользователи), хотя для библиотеки стратегически важно заручиться лояльностью представителей этой категорией читателей. Привлечь больше таких читателей можно, организовав для них ближнюю зону (синтез холла и абонемента) и деловую — территорию справочных, сервисных и иных служб, отраслевых отделов, деловых кабинетов и конференц-залов.
Группа людей зрелого возраста (старшее поколение) остаётся самой постоянной и преданной библиотеке. Для таких читателей создаются места для группового общения — уютные гостиные, современные диванные комнаты.

Желанный образ
В мире сегодня существует немало концепций обустройства современной библиотеки. Связаны они с созданием образа библиотеки: Дом — Храм — Центр — Квартал — Свободное пространство.
Библиотекам небольших городов и сельских поселений ближе концепция «Тёплый Дом» Славы Матлиной. Это «одомашненное» пространство, место «живого» общения, «возможность творческой самореализации». Надо отметить, что не все сельские библиотекари склонны разделять подобные утверждения. Многим из них хочется сменить привычный образ библиотеки на более яркий и необычный. Среди стилей, которые они предпочли бы в своей библиотеке, называются — минимализм, функционализм, хай-тек и модерн.
Мнения читателей не так категоричны, тем не менее обновлений интерьера хотят представители всех групп пользователей. В одном из районов области на семинаре сама формулировка «тёплый дом» вызвала горький смех, так как во многих библиотеках не поддерживается соответствующий температурный режим, читатели и библиотекари в них большую часть года замерзают.
Для сельских библиотек актуальны программы и проекты преобразований внутренней и внешней среды библиотеки, её прибиблиотечного пространства. В проектной работе должны принимать участие не только архитекторы и дизайнеры — это должно быть сотворчество читателей, библиотекарей, всего населения при поддержке администраций поселений.
Всю эту проблематику мы и пытались рассмотреть в рамках выездных семинаров. Так, на семинаре «Организация библиотечного пространства» слушатели не только знакомятся с важнейшим направлением, развивающимся в библиотечной отрасли, с основами библиотечного дизайна, с приёмами организации среды, различными стилями, но и с возможностями преобразования среды на практике. В ходе практического задания «Участие в подготовке дизайн-проекта» библиотекари готовят и защищают учебные проекты изменения библиотечного пространства.
Тренинг-семинар «Проект как основа организации пространства» строится на основе двух курсов — «Организация библиотечного пространства» и «Программно-проектная деятельность библиотек». Тема обучения обусловлена необходимостью комплексного подхода к организации пространства в библиотеках с использованием проектных технологий. В процессе обучения слушатели изучают способы анализа среды, учатся формировать идеи нового пространства, участвуют в подготовке дизайн-проекта и проектной документации, овладевают приёмами взаимодействия в процессе проектирования.
Обучение проходит в три этапа:
Первый этап.
Проведение опросов населения с целью выяснения отношения населения к библиотеке, её содержанию с точки зрения комфортности и привлекательности. Только в Асиновском районе в рамках подготовки к семинару было опрошено 1700 читателей. Результатом исследования можно назвать мероприятия по созданию удобств для читателей в ЦДБ и обновление интерьера детского уголка в библиотеке им. Г. Маркова (с. Новокусково).
Специалисты библиотек Парабельского района опросили 300 читателей и 280 человек из числа «не читающего» населения. Сделав определённые выводы, библиотекари постарались учесть пожелания и интересы пользователей, создать больше комфорта в библиотеках. Многие библиотеки обустроили своё пространство, в том числе и прибиблиотечное, По итогам конкурса «Ориентир на молодёжь» библиотеки-победители были награждены денежными сертификатами на приобретение мебели. На территории многих библиотек были оборудованы детские площадки. Так, в деревне Новиково библиотекарь придумала как обустроить прибиблиотечную территорию: молодые родители изготовили из металлолома качели, турники, вертушки, а мамы все это выкрасили в яркие цвета.
Второй этап. Самостоятельное изучение учебного материала, подготовленного преподавателем, по оформлению пространства, дизайну помещений, стилям интерьера и т. д.
Третий этап, итоговый — проведение тренинга, на котором анализируются результаты опросов и готовятся учебные проекты изменений библиотечного пространства. Специалисты в процессе тренинга предлагают много интересных, ярких и необычных идей нового пространства.
Всего в районах Томской области прошло 6 семинаров, обучено 133 человека. Большинство участников семинаров-тренингов признали актуальность темы и выразили готовность участвовать в проектах, повышающих комфортность библиотечной среды.
Сразу отметим, что опыт организации пространства в муниципальных библиотеках области невелик. Показательным в этом отношении является оформление детского пространства в библиотеках МИБС г. Томска. Что касается глубинки, то здесь можно привести образцы удачного оформления прибиблиотечного пространства.
Малобрагинская библиотека Шегарского района приложила много усилий к созданию привлекательного облика прилегающей к библиотеке территории. Совместно с читателями, учениками и учителями были созданы альпийские горки, забавные композиции, клумбы. Зимой прибиблиотечное пространство украшают ледяные фигуры. Многим жителям захотелось повторить подобное, так что теперь журналы «Приусадебное хозяйство» и «Домашняя энциклопедия» в сельской библиотеке самые востребованные. Таким образом, сельский библиотекарь решила одновременно несколько проблем: привлекла пользователей в библиотеку, увеличила востребованность периодики, улучшила благоустройство села и сработала на имидж библиотеки.
Центральная библиотека Кожевниковского района в 2010 г. организовала свой «Читальный зал под открытым небом», разработав и осуществив проект «У библиотеки».
ЦРБ Бакчарского района в 2011 г. открыли Летнее книжное кафе «Читальный зал под зонтиком!». Проект осуществился при финансовой поддержке депутата ГД Томской области Л. Л. Терехова.
В 2012 г. читальные залы под открытым небом рядом с библиотекой функционировали уже в трёх районах: в Первомайском, Бакчарском, Кожевниковском.
Сегодня мы делаем первые, робкие, порой интуитивные шаги навстречу новому пространству. Но, как известно, если идея материализовалась в слове, то появится и возможность воплощения её на практике. Выездные семинары ТОУНБ способствуют актуализации идей, знаний, профессиональных навыков и умений, а также побуждают к активным действиям по организации комфортной инфосреды для пользователей муниципальных библиотек. Однако следует помнить: без умной стратегии и региональных программ, без понимания и надёжной поддержки со стороны властей изменений в пространстве сельских библиотек не произойдёт.
Можно констатировать, что происходит смена приоритетов в сфере информационно-библиотечного обслуживания:
• библиотека становится не столько местом хранения носителей информации, сколько Пространством для Читателя, расширением его жизненной территории, где есть всё для «возделывания духа»;
• в первую очередь, пространство должно быть обустроено в пользу постоянных читателей, для закрепления их приверженности библиотеке.
• вслед за изменениями пространства должна измениться и сама библиотека.
Для создания проектов изменения пространства нужны профессиональная зрелость и смелые решения, только тогда наши библиотеки примут новый, притягательный и неповторимый облик. Концепция «Тёплый дом» для сельских библиотек на сегодня лучшая, но не единственная. Думается, что главная работа впереди. Нас ожидает много нового и интересного, в том числе и безмерная читательская благодарность.

Александра Александровна Таращенко, главный библиотекарь Томской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина

1. Козлов П. Н. Дизайн-проект парадного входа детской библиотеки / Информационный бюллетень РБА / Российская библиотечная ассоциация. — СПб. — 2010. — №57. — С. 95–98.
2. Лаврова К. Б. Библиотечный дизайн как фактор поддержки чтения в библиотеке // Информационный бюллетень РБА / Российская библиотечная ассоциация. — СПб. — 2010. — №57. — С. 93–95.
3. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека: метафора и реальность: Размышления на тему / Слава Григорьевна Матлина // Библиотечное Дело. — 2009. — №12 (102). — С. 2–4.
4. Прянишников Н. Метафора библиоОбраза : Образы будущего модернизируют настоящее / Н. Прянишников // Библиотечное Дело. — 2009. — №12 (102). — С. 5–9.
5. Стефановская Н. А. Имидж провинциальной библиотеки в общественном сознании / Наталия Александровна Стефановская // Библиотековедение. — 2006. — №2. — С. 34–38.