Процесс —это ещё не результат. Учимся быть информационно грамотными

Информационная грамотность (ИГ) тесно связана с независимым и непрерывным обучением и понятна тем, для кого поиск и использование информации является способом получения новых понятий и знаний. Поскольку только 20% населения обладает ИГ, как, впрочем, и 40 лет назад, когда этот термин был использован впервые, библиотекари постоянно сталкиваются с пробелами в способностях студентов осваивать нужные для этого навыки. Приобрести навыки ИГ студенты могут в процессе научного поиска.
Обучение работе в библиотеках является одной их главных составляющих непрерывного образования и рассматривается как часть работы по использованию информации в целом. Автор статьи, библиотекарь справочного отдела, помогающий читателям научных библиотек овладевать навыками ИГ, твёрдо уверена в том, что для непрерывного образования в течение жизни важны именно эти знания. Более того, они оказывают прямое влияние на качество самой жизни.
Пол Зурковски (Paul G. Zurkowski) мечтал увидеть людей с универсальной ИГ, способных легко находить нужную информацию и хранить её для последующего использования. В 1974 г. он ввёл термин «информационная грамотность», предложив амбициозный план всего за 10 лет превратить Соединённые Штаты Америки в государство всеобщей ИГ. Возможно, это была немного претенциозная задача. По мнению П. Зурковски, в то время информационно грамотным было лишь около 20% населения. «Можно утверждать, что и сегодня навыками ИГ владеет только порядка 20% населения. Проблема в том, что не видно никаких сдвигов. Современные студенты, будь то бакалавры или выпускники, не более продвинуты в области ИГ, чем 20 или 40 лет назад. В каком-то смысле они, может быть, даже менее опытны», — считает специалист в области ИГ, Вильям Бадке (William Badke). С этим согласен и автор статьи, потому что, как и В. Бадке, ею было потрачено огромное количество сил и времени в стремлении реализовать мечту П. Зурковски.
Как считает В. Бадке, ИГ — это «способность чётко определять проблему, понимая, какая требуется информация для её решения; получать, рационально и эффективно оценивать эту информацию и правильно её применять. ИГ довольно простой навык, помогающий легко справляться с информацией в плане изучения и решения проблемы».
Очевидной является связь ИГ с независимым и непрерывным образованием людей, которые поиск информации используют для получения новых понятий и знаний. Библиотекарям, преподающим ИГ, важно знать, что студенты понимают, а что нет в процессе приобретения навыков в этой сфере. Пользователи, с трудом осваивающие навыки ИГ, по-прежнему получают помощь со стороны библиотекарей-инструкторов.
Недостаточно высокий уровень исследовательских навыков студентов был замечен не только библиотекарями. Многие преподаватели, стараясь наилучшим образом объяснять студентам, чего от них ждут, рассматривают их способности к исследованиям как разрешимую, или как неразрешимую проблему, а иногда и то и другое. Они считают студентов не мотивированными, либо не обладающими способностями стать хорошими исследователями. Некоторым преподаватели просто приходят в недоумение от их требований уменьшить количество библиографических записей, с готовностью использующих библиографию из интернета, и в целом считающих, что вполне удовлетворены знаниями, полученными на занятиях.
Преподаватели не согласны с мнением, что это чуждая студентам территория, и что они имеют лишь смутное представление о том, что такое исследование. Студенты не понимают, что стоит за этим, но предполагается, что они должны изучить вопрос и сообщить, какую информацию им удалось найти. Вместо того, чтобы в рамках предметного обучения целенаправленно следовать советам преподавателей, они пытаются самостоятельно понять, что такое исследование и как проводить его в столь сложном информационном поле.
Кажется, что многие преподаватели забыли, что им тоже было трудно развивать свои исследовательские способности. На самом деле это действительно длительный процесс, включающий выполнение множества разнообразных заданий на протяжении всего периода обучения. Умение понимать научную литературу, знать, как найти больше полезной информации, связанной с учебным заданием или с новой темой исследования, делает нас более искусными в «схватке» с библиотеками и литературой.

Тами Робинсон (Tami Echavarria Robinson) — магистр в области библиотечных и информационных наук, координатор образовательных служб библиотеки Уитвортского университета в Спокане (США). С 2000 г. представляет свою библиотеку в Совете библиотек Комитета непрерывного образования. Член правления Ассоциации христианских библиотекарей и член редакционного совета Журнала библиотечной ассоциации Вашингтона (ALKI). Проработала библиотекарем в Христианском высшем образовании и в библиотеках Ассоциации научных библиотек почти 30 лет. Автор 50 статей, обзоров книг и глав книг по библиотечным и информационным наукам.