Бурное развитие глобального информационного общества в последние десятилетия предъявляет новые вызовы для структур и организаций, связанных с развитием Homo Sapiens как Человека Разумного, его человеческого потенциала.
Страны мира всё полнее включаются в новые идеи и цели развития человечества. Так, в сентябре 2015 страны — члены ООН приняли итоговый документ повестки дня в области развития на период после 2015 года: Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка ООН-2030).
Библиотеки в контексте новых Целей тысячелетия ООН 2030
Новая Повестка дня ООН-2030 — это комплексная программа, которая включает 17 Целей устойчивого развития, охватывающих социальное, экологическое и социальное развитие. Международная Федерация библиотечных ассоциаций учреждений (ИФЛА) уверена, что рост доступа к информации и знанию во всех общественных группах с помощью доступных ИКТ поддерживает устойчивое развитие и улучшает качество жизни людей. с точки зрения ИФЛА, библиотеки входят в число ключевых учреждений, которые могут помочь в достижении этих целей1.
В этом документе сделан акцент на следующие положения. Доступ к информации был признан в Целях устойчивого развития важной задачей в рамках реализации 16 цели. Подчёркивается, что общественный доступ к информации позволяет людям принимать взвешенные решения, которые могут улучшить их жизни. Сообщества, имеющие доступ к актуальной и нужной информации, находятся в выгодном положении для искоренения нищеты и неравенства, усовершенствования сельского хозяйства, предоставления качественного образования, поддержки здравоохранения, культуры, науки и инноваций. Культура (задача 11.4) и ИКТ (задачи 5b, 9c, 17.8) также включены в Цели устойчивого развития. Отмечено, что половина населения мира не имеет доступа к информации онлайн. И именно библиотеки в обществе знаний предоставляют доступ и возможности для всех.
В этом документе отмечено, что «общество знаний — это нечто большее, чем просто интернет-связь. Сегодня в мире 320 000 публичных библиотек и более миллиона парламентских, национальных, университетских, научных и исследовательских, школьных и специальных библиотек делают все возможное, чтобы информация и навыки, необходимые для её использования, были доступны каждому. Это делает библиотеки крайне необходимыми для всех учреждениями в цифровую эпоху. Библиотеки предоставляют инфраструктуру для информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), помогают людям развивать свой потенциал для эффективного использования информации и хранят информацию, чтобы обеспечить постоянный доступ к ней будущим поколениям. Библиотеки предоставляют готовую надёжную сеть локальных учреждений, которая может охватить все группы населения».
Эти утверждения отнюдь не голословны. Они опираются на данные статистики и результаты многочисленных и разнообразных социологических и других исследований, в которых изучается не только поведение посетителей библиотек, но и самые различные аспекты деятельности разных типов библиотек, профессии библиотекаря и др. в последнее десятилетие развивается также область изучения трендов развития библиотек. Она построена на прогнозах будущего, опросах экспертов, данных различных аналитических материалов, что помогает понять «вызовы будущего» и «вызовы настоящего» для библиотек.
Обратим также внимание на то, что сегодня существуют и другие инициативы по обсуждению будущего библиотек (например, в Великобритании и в США этому уделяется большое внимание). В качестве примера приведём деятельность Американской библиотечной ассоциации. Здесь создан ряд ресурсов, на которых собираются идеи, материалы, инициируется обсуждение новых процессов и тенденций, влияющих на библиотеки сегодня и в будущем. «Центр будущего библиотек» ведёт работу по выявлению тенденций, влияющих на развития библиотек. Главная задача — помочь библиотекам и библиотекарям понять, как тенденции развиваются и почему они имеют значение2. Тенденции сгруппированы в семи категориях: общество, технологии, образование, охрана окружающей среды, политика и правительство, экономика, демография. Существует также классификация по отдельным темам, таким, например, как интернет вещей, анонимность, старение рабочей силы и многое другое. Здесь собираются и анализируются материалы, публикации, связанные с этими тенденциями, в социальных сетях идёт их обсуждение и работают группы библиотекарей. Новые тенденции добавляются по мере их разработки.
Результаты многочисленных исследований, проводимых в последние десятилетия во многих странах мира, свидетельствуют, что и в эпоху интернета, население продолжает активно посещать библиотеки.
Изучение результатов масштабных социологических исследований о роли библиотек разных странах мира, регулярно проводимых в развитых и интенсивно развивающихся странах мира, свидетельствует о понимании значимости библиотек в развитии общества, в том числе, как организаций, в полной мере возвращающих вложенные в них инвестиции.
Библиотечные ассоциации разных стран инициируют проведение такого рода исследований социологическими агентствами, а также проводят свои библиотековедческие и маркетинговые «библиотечные» НИР. Например, собирают мнения экспертов на различные темы, важные для развития отрасли, изучают те или иные аспекты библиотечной деятельности.
Эти исследования свидетельствуют об адаптации библиотек как активного и гибкого социального института к «вызовам» современного мира. Вначале, на этапе развития какой-либо новой информационной технологии, библиотеки могут терять посетителей, но затем они к ней адаптируются, модернизируются, и далее — продолжают успешно работать, наверстывая упущенное, о чём свидетельствует статистика посещений библиотек, фиксирующая как физические, как и удалённые посещения библиотек. Ниже мы остановимся на результатах ряда масштабных социологических исследований, проведённых в последние годы.
Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, Москва
1 Доступ и возможности для всех. Вклад библиотек в реализацию повестки дня ООН до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ifla.org/files/assets/hq/topics/libraries-development/documents/access-and-opportunity-for-all-ru.pdf

