Путь к океану открыт. Авторская методика двух кругов Ю. Ю. Чёрного как инструмент формирования межкультурной компетенции

В условиях актуализации проблем чтения и взаимодействия библиотек с читателями, методика медленного чтения демонстрирует альтернативу традиционному скорочтению, что особенно важно в контексте растущих проблем, связанных с клиповым мышлением у детей и подростков.
Хотелось бы поделиться анализом авторской методики медленного чтения Ю. Ю. Чёрного1 как инструмента формирования межкультурной компетенции (на материале Гончаровских чтений на учебном паруснике «Паллада» и обрядового фольклорного праздника Первой горбуши в Центральной районной библиотеке им. М. Горького, г. Советская Гавань).
Как известно, проблема формирования межкультурной компетенции на Дальнем Востоке России многогранна и обусловлена рядом факторов2.
Этническое разнообразие: Дальний Восток является домом для множества народов и этнических групп, что создаёт как возможности, так и трудности для межкультурного взаимодействия. Недостаток понимания и уважения к культуре других народов может вести к конфликтам и недопониманию.
Географическая удалённость, изолированность региона от центральных частей России и крупные расстояния между населёнными пунктами затрудняют межкультурные обмены и взаимодействие, что может ограничивать доступ к ресурсам и знаниям, необходимым для развития межкультурной компетенции.
В образовательных учреждениях региона часто отсутствуют программы, направленные на развитие межкультурной компетенции, что приводит к недостаточному количеству специалистов, способных работать в многонациональной среде.
Наличие стереотипов и предвзятых мнений о других культурах может препятствовать формированию положительных межкультурных отношений и восприятию многообразия как ценности.
Для эффективного решения этих проблем необходимо разрабатывать и внедрять программы межкультурной коммуникации, повышать уровень образования в этой области, а также создавать условия для активного культурного обмена между различными этническими группами.

Светлана Владимировна Глечик, директор МБУК Централизованная библиотечная система Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края

1 Чёрный Ю. Ю. Методика медленного чтения: концепция и практика. М.: Издательство РАН, 2022.
Кузнецов В. И. Межкультурная компетенция в образовательной среде: проблемы и решения. Дальний Восток России: культурные и образовательные аспекты. — Хабаровск: Дальневосточное издательство, 2021.