Развитие и поддержка чтения «особых» читательских группв формате библиотеки

Библиотерапевтический подход

Муниципальная городская библиотека №10 города Нижневартовска в 2017 г. отмечает 35-летие. Важной составляющей деятельности библиотеки является организация развивающих мероприятий для «особых» категорий детей и подростков — детей, оставшихся без попечения родителей и инвалидов.
Картина мира для ребёнка во многом раскрывается в первых книжках: в первых словах, в первых иллюстрациях, рассуждениях о героях… И интерес к чтению зарождается здесь же, в совместном чтении ребёнка и матери. Библиотековедами исследовано, что исторически детям читались книги, дорогие самим матерям: вместе перечитывали, вместе восхищались, вели с детьми живые беседы. Но, к сожалению, не всем детям в их раннем детстве матери читали добрые истории. По различным социальным причинам некоторые из них находятся в детских домах и приютах. Недостаточно сформировать у такого ребёнка интерес и любовь к книге; необходимо помочь воспитаннику адаптироваться в социуме, интегрировать таких детей в социокультурную среду города, вовлекать в активную читательскую деятельность. Библиотека, используя библиотерапевтический потенциал книги, призвана помочь детям осмыслить причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире. Она способна содействовать развитию личности «особых» категорий детей, стимулировать читательскую деятельность, развивать и поддерживать чтение.
У библиотек Нижневартовска обширный опыт по интеграции в читательскую среду детей данной социальной категории, основанный на библиотератевтическом подходе. В городской библиотеке №10, расположенной в шаговой доступности от центра для детей, оставшихся без попечения родителей, сформирован фонд детской литературы, удовлетворяющий информационные потребности детей различных социальных групп. Для детей, оставшихся без попечения родителей, библиотека стала по-настоящему родным домом, где царит атмосфера доверия и понимания. Они приходят не просто за книгами, а на различные занятия. Дети из центра не имеют за спиной опыта семейного чтения, а слабые стороны требует компенсации. В библиотеке созданы все условия для того, чтобы многократно проживая события рассказа, ребёнок мог приобрести значимый для него жизненный опыт. Ведь дети, попадающие в в детское учреждение отличаются неустойчивой психикой, испытывают трудности в общении с окружающими, имеют поведенческие проблемы, у них, как правило, бедный словарный запас. Необходимо подчеркнуть, что кратковременные мероприятия, направленные на развития чтения детей, не дают эффективных результатов; для раскрытия читательского потенциала важна систематичность, которая реализовывается в многоплановой деятельности. В данной статье представлено обобщение положительного опыта работы библиотеки в библиотерапевтическом направлении с «особыми» детьми.

Ольга Владимировна Дроздова, заведующая городской библиотекой №10 библиотечно-информационной системы г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры