Репертуар книг по типографскому делу. Книгоиздательство А. Ф. Суховой

В конце ХIХ в. фотографическое дело вышло на новый уровень. Открытиями в области химических реактивов позволили значительно улучшить качество снимков, ускорить процесс их изготовления и удешевить стоимость оборудования для фотоателье. Посредством фотографических процессов не только получали изображения людей, архитектурных сооружений или пейзажей, но и изготавливали иллюстрационные печатные формы для типографий, так называемые клише.
Для изготовления клише на рубеже ХIХ–ХХ вв. использовали в основном цинковые пластины. Клише (фр. Cliché) — «печатная форма высокой печати, изготовленная фотомеханическим способом и предназначенная в основном для воспроизведения изобразительного оригинала»1 — может быть изготовлено травлением, гравированием или способом гальванопластики. По видам изображения их разделяют на штриховые и растровые. Первые дают изображения, состоящие из штрихов, точек, сплошных пятен; вторые (автотипные) служат для передачи полутоновых изображений2.
В справочнике «Статистика произведений печати, выпущенных в России в 1911 году» книгоиздательство А. Ф. Суховой по количеству вышедших изданий включено в список наиболее крупных издательств. В 1911 г. в нём вышло «33 сочинений, 88 200 экз. на 25 435 руб.»3. Для сравнения: Издательство А. Ф. Маркса выпустило 48 600 изданий на сумму 72 000 руб., И. Глазунов 27 100 на сумму 106 550 руб., А. С. Суворин — 182 700 на сумму 165 100 рублей4.
О самой издательнице известно только её имя-отчество — Акилина Фёдоровна Сухова5. При книгоиздательстве существовал книжный склад, которым заведовал Михаил Павлович Петров.
С 1906 по 1908 г. издательство А. Ф. Суховой выпускало иллюстрированный журнал «Труд и Забава» под редакцией М. П. Петрова, детский журнал работ и развлечений6. Первоначально он выходил два раза в месяц, в 1908 г. стал выпускаться ежемесячно7, но вскоре прекратил своё существование. В первом номере было заявлено, что его задача — «служить умственному и физическому развитию детей»8. В журнале помещались материалы о том, как самому сделать волшебный фонарь (предшественник диапроектора), работы по стружке и бересте, породы собак, изготовление лыж, биографии великих людей (И. П. Кулибина и др.), о футболе, о комнатных (настольных) играх, отрывки из приключенческих романах с портретами авторов (Жюля Верна) и многочисленные задача, шутки, загадки. Девизом журнала с 1907 года становится: «Труду время — забаве час».
Судя по каталогам, издательство специализировалось на книгах по охоте и рыболовству, а также на сельскохозяйственной и технической литературе. В 1912 г. М. П. Петров составил «Краткий каталог книгоиздательства А. Ф. Сухова», в который вошло порядка 500 названий книг. Некоторые книги «одобрены отделом Учебного комитета МНП по техническому и профессиональному образованию и допущены в ученические библиотеки технических учебных заведений… как пособия для воспитанников, занимающихся ручным трудом»9.
Издательство было универсальным и выпускало литературу сериями (библиотеками). В каталоге представлены «Медицинская библиотека», «Женские рукоделия», «Библиотека спорта», «Деревенская библиотека», «Охотничья библиотека», а также библиотека «Друг кустаря», «Фотографическая библиотека», «Библиотека изящных работ и ремёсел» и другие. В последних трёх библиотеках удалось обнаружить издания для более качественного исполнения иллюстрационных печатных работ, как в домашних условиях, так и в типографических заведениях.
Типографская тематика представлена произведениями А. А. Бахтиарова («Как и из чего делается бумага. Писчебумажное производство», «На писчебумажной фабрике»10) и несколькими книгами, связанными с техникой воспроизведения иллюстраций. Иллюстрационные формы изготавливали с помощью цинкографии, литографии и гальванопластики. Этой теме посвящены книги Жюля Ферре, предпочитавшего подписываться Ру Виталь, произведение которого перевёл с французского и дополнил П. Ф. Симоненко и И. Колосов; Л. Ю. Пирагилиса под псевдонимом Л. Гданский; Анри де Графиньи, настоящее имя которого — Марки Рауль, а также М. П. Петров — сотрудник издательства А. Ф. Суховой.

Нина Георгиевна Кузьмина, сотрудник музея печати ГМИ, Санкт-Петербург

1 Гунько С. Н., Демков В. И. Словарь по полиграфии и полиграфической технологии. Понятии и определения. — Мн. ООО «Космополис-Универсал», 1995. — С. 81.
2 Якимович Ю. Мир печати. Популярный иллюстрированный словарь-справочник. — М: Изд-во «Дограф», 2001. — С. 83.
3 Статистика произведений печати, вышедших в России в 1910 г. — СПб.: Тип. МВД, 1911. — С. 96.
4 Там же. С. 95.
5 Весь Петербург на 1912 г. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1912. — С. 1373.
6 Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nlr.ru
7 Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fantlab.ru
8 От редакции // Труд и забава. — 1906. — №1. — С. 3.
9 Краткий каталог книгоиздательства А. Ф. Сухова. Сост. М. П. Петров. — СПб.: Изд-во «А. Ф.Сухова», 1913. — С. 7.
10 См.: Петербургский «Дядя Гиляй». Бытописание. Ремёсла. Книгопечатание // Библиотечное дело. — 2013. — №2. — С. 39.