Юрий Петрович Уваров, доктор филологических наук, профессор. Человек-легенда, блестящий переводчик и преподаватель французского языка, страноведения и перевода, в разное время преподававший на филологическом факультете МГУ, факультете иностранных языков РУДН и до последнего своего дня работавший на факультете иностранных языков и межкультурной коммуникации Российского Нового университета.
Известный французский писатель и социолог Робер Эскарпи утверждал, что более половины французов не читает ничего, кроме детективной и приключенческой литературы.
Чтобы понять, в чём причина того, что именно детективная литература оказывает столь магическое действие на читателя, следует обратиться к истокам французского детективного романа, проследить эволюцию жанра.
Существует обширная литература на различных языках о зарождении и развитии детективного романа. Одно из наиболее солидных, ставшее уже классическим исследование известного французского социолога Режи Мессака «Детективный роман и влияние научной мысли» прямо связывает возникновение и утверждение детективной литературы с победами позитивизма в философии XIX века, с развитием точных и естественных наук. Детективным он называет повествование, посвящённое прежде всего методическому и последовательному раскрытию с помощью рациональных и научных средств точных обстоятельств таинственного события. Поэтому он справедливо считает основателем жанра в его очищенном, рационально-аналитическом виде американского писателя Эдгара По (1809–1849), а классиком, создавшим лучшие образцы этой литературы, английского писателя Конан Дойля (1859–1930). Исходя из этих канонов, и сложилось представление о традиционном детективном романе. Но развитие такого рода литературы во Франции шло особым путём.
Первое чисто детективное произведение Эдгара По «Убийство на улице Морг» вышло в свет в 1841 году. Оно стало некоей моделью жанра, получившего название детективный от английского глагола «to detect» — «обнаруживать, раскрывать». Однако человеческая способность к аналитическому познанию мира, логическое мышление, нацеленные на объяснение таинственного, не обязательно связаны у Эдгара По с раскрытием преступления, это присуще и некоторым другим его рассказам. Как ни парадоксально, этот рационалистический анализ во Франции сразу же оказался включён в рамки жанра, на первый взгляд полностью ему противоположного, — так называемого романа-фельетона. Этот жанр впервые заявил о себе в 1836 г., когда газета Эмиля Жирардена «Ла Пресс» стала печатать романы с продолжением известных авторов. Её примеру последовали другие газеты, и данный вид литературы получил название «роман-фельетон» (от французского le feuillet — листок).
Публикация в газете накладывала отпечаток как на форму, так и на содержание произведения. Авторы романа-фельетона стремились сделать его остросюжетным, со сложной, запутанной интригой, способной заинтересовать, привлечь как можно более широкий круг читателей. В 40-е годы XIX в., в эпоху романтизма, в этом жанре выступали и крупные писатели (Эжен Сю, Жорж Сайд и даже Бальзак). В 50–60-е годы, во времена Второй империи, королем романа-фельетона становится виконт Понсон дю Террай с его циклом романов о Рокамболе.
Понсон дю Террай умело использовал испытанные образы и приёмы старых романов-фельетонов. Они превращаются в фон, на котором действует ловкий, жуликоватый герой Рокамболь, сменивший благородного романтического спасителя. Главарь воровской шайки, нередко разыгрывающий роль светского льва, Рокамболь в конце концов перерождается в положительного героя, ведёт борьбу с преступниками, фактически исполняет функции полицейского.
* Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/600409-yurij-uvarov
Далее на ДМ: http://detectivemethod.ru/preamble/modern-french-detective/

