Вопросы маркетинга территорий сегодня выходят на первый план в стратегическом развитии российских городов. Формирование положительного имиджа города имеет принципиальное значение в работе с внешними и внутренними аудиториями.
В число значимых компонентов территориального имиджа исследователи (И. С. Важенина, Д. А. Золотухина и др.) включают культурное наследие поселения и творческий процесс. Анализ научных публикаций последних лет подтверждает, что аспектам формирования культурного имиджа различных городов России уделяется значительное внимание. Учреждения культуры всё чаще используют в работе с аудиторией коммуникативные технологии, направленные на продвижение определённого образа города. Актуально рассматривать данную тенденцию на примере библиотечных организаций, так как в последние годы в профессиональной прессе активно освещается вопрос о том, что библиотеки расширяют своё поле деятельности, становясь незаменимыми участниками культурной жизни города1.
Согласно концепции В. П. Леонова, библиотечное пространство можно рассматривать как сложную систему, которая включает множество элементов: ценности и традиции, материальные объекты, взаимодействие персонала и пользователей, библиотеки и общества. Такое понимание позволяет учесть самые различные аспекты деятельности библиотеки2 и сделать вывод, что библиотека участвует в формировании социокультурного пространства территории и включена в межинституциональные связи3. На современном этапе развития городов в новых социально-экономических условиях библиотеке необходимо расширять сферы влияния и включаться в процесс развития территории, чтобы оставаться актуальной и конкурентноспособной4. Сегодня, когда положительный имидж называется исследователями в числе ключевых факторов продвижения и развития города, представляется важным оценить потенциал библиотек в процессе формирования и укрепления имиджа. Целесообразно рассмотреть вопрос в контексте влияния библиотечной работы на внутренний имидж города, поскольку в силу специфики учреждения целевая аудитория любой библиотеки — это местные жители.
Для анализа посредством вовлечённого наблюдения и глубинного интервью была выбрана деятельность Свердловской областной универсальной библиотеки им. В. Г. Белинского (г. Екатеринбург) и Центральной городской библиотеки им. В. В. Маяковского (г. Курган). Выбор библиотек обусловлен широким спектром предоставляемых услуг при структурных и организационных различиях, узнаваемостью в своих городах, а также открытостью внутренних процессов обеих организаций.
Анастасия Васильевна Русина, ведущий библиотекарь ГАУК СО «СОУНБ им. В. Г. Белинского», г. Екатеринбург
1 Чупахина О. В. Трансформация муниципальных библиотек в условиях городской среды: опыт и тендеции развития // В сборнике: Социокультурное развитие современного города: проблемы и перспективы материалы Международной научно-практической конференции / гл. ред.: Паршиков Н. А. — 2016. — С. 179–185.
2 Леонов В. П. Пространство библиотеки: библиотечная симфония. — М.: Наука, 2003. — 123 с.
3 Бенин В. Л, Гильмиянова Р. А. Библиотека в контексте культуры. Роль и место библиотеки в социокультурном пространстве // Библиосфера. — 2011. — №1. — С. 3–10.
4 Диская Н. И. Региональная библиотека в актуальных социально-экономических условиях: стратегии эффективного развития // Челябинский гуманитарий. — 2016. — №3 (36). — С. 7–15.

