Роль метафоры в терминообразовании. На примере массива понятий в библиотечном деле

Термин — элемент терминологии (терминосистемы), представляющий собой совокупность всех вариантов неязыкового знака или устойчиво воспроизводимой синтагмы, выражающих специальное понятие определённой области знания1.
Терминосистема обладает потенциалом для обозначения понятий, используемых в профессиональной коммуникации.
Развитие науки и новых отраслей знаний приводит к тому, что термины находятся в состоянии постоянных преобразований, стираются границы применения, возникают новые определения и категории. Процесс создания специальной лексики изучается терминоведением, но именно терминосистема отражает взаимосвязи формирования понятийного поля. В этом процессе важное место занимает метафоризация, которая позволяет совершить выбор наименования на основе функционального, предметного или другого рода сходства нескольких объектов.
Метафоризация позволяет указывать на взаимодействие сущностей, которая видна, только при глубоком анализе знаний о мире и языке. Терминообразование на основе метафоры в работе В. Н. Прохорова осуществляет «перенос названия одного понятия на другое совершается на основании общности всех признаков общеупотребительного понятия при наличии у суженного понятия дополнительных признаков»2.
Эта же мысль лежит в основе рождения новых терминов, по мнению Н. Д. Арутюнова «в метафоре стали видеть ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа»3. Метафоризация объединяет ментальный и языковой механизмы формирования специализированной терминологии, расширяя область применения слов не только в прямом, но и переносном смысле.
Метафора трансформирует значение слова, что позволяет придать ему дополнительное значение и ассоциативный ряд, переосмыслить понятие. Творческое начало создателя термина, когнитивные механизмы работы мозга не должны приводить к возникновению научного дискурса.

Ольга Валерьевна Дудурич, магистрант Института гуманитарных наук БФУ им. Канта, ведущий библиотекарь отдела библиотечного обслуживания ГБУК «Калининградской областной научной библиотеки»

1 Авербух К. Я. Общая теория термина. Иваново; Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2004. — С. 131.
2 Прохорова В. Н. «Русская терминология» (лексико-семантическое образование). — М.: Филол. фак-т MГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. —
С. 79.
3 Арутюнова Н. Д. Введение // Логический анализ языка: Ментальные действия. — М.: Наука, 1993. — С. 6.