Современная библиотека оказывает посетителям информационно-досуговые услуги, качественное выполнение которых просто невозможно без выхода в виртуальное пространство. Однако при организации самого главного представительства библиотеки в Сети — библиотечного сайта — сотрудники в силу особенностей своего мышления совершают одни и те же ошибки.
Прежде чем говорить об ошибках при создании библиотечных сайтов, хотелось бы вспомнить, какова миссия библиотеки? Общепринятое мнение состоит в том, что она заключается в привлечении внимания к книгам, пропаганде грамотности и чтения. Цель библиотеки — приобщить человека к книге, а уже потом идут такие задачи, как хранение литературы, помощь читателю в подборе книг, организация культурных мероприятий и т. д. Если спросить любого сотрудника библиотеки, для кого он работает, то вам ответят — для читателя. Однако при анализе библиотечных сайтов часто возникает ощущение, что их создатели не на читателя ориентируются, а невольно копируют структуру официальных отчётов библиотеки для вышестоящих инстанций, а также повторяют в виртуальном пространстве сложившуюся управленческую структуру библиотеки (деление на отделы, центры, программы и т. д.).
Для многих библиотек появление собственной виртуальной площадки и предоставление читателям доступа к электронным каталогам и оцифрованным книгам — уже прорыв в их повседневной деятельности. Однако то время, когда информации в Сети было мало и для привлечения посетителей достаточно было её представить хоть как-то, давно миновало. Ежедневно в Сеть выбрасываются терабайты информации самого различного качества. Задача библиотеки состоит в том, чтобы не потеряться в этом информационном шуме, цель — привлечь внимание к книгам, ведь если рассматривать деятельность библиотеки с философской точки зрения, то Библиотека — всего лишь посредник между читателем и книгой, подобно тому, как Церковь — посредник между верующим и Богом. Учитывая технические возможности современных поисковых систем, уже недостаточно просто сделать сайт, проставить ключевые слова и раз в неделю публиковать на нём новости. Информация на сайте должна быть актуальной и полезной, структура — максимально простой и понятной. Итак, какие фундаментальные ошибки допускает библиотека при создании своего интернет-представительства?
Стремление выложить как можно больше информации без её анализа и отбора, действуя по принципу «чем больше, тем лучше, авось что-нибудь из этого и пригодится посетителю», причём страницы на сайте создаются в соответствии с представлениями работников библиотеки о нужном и важном, а не регламентированы запросами читателей. Обилие же разнообразных сведений приводит к тому, что посетитель теряется, затрудняется найти то, что ему нужно, и в результате быстро покидает сайт. Мало того что библиотеки выкладывают много лишней информации и никак её не структурируют; они пытаются привлечь внимание потенциального читателя, размещая всё это сразу на загрузочной странице, в результате чего она приобретает вид провинциальной доски объявлений: разные шрифты, цветные картинки разных размеров, среди которых теряется меню. Обилие фотографий также зачастую не украшает сайт, поскольку далеко не всегда на сайт выкладываются качественные крупные фотографии, а много мелких лишь усугубляет общее впечатление хаоса.
Каждый сотрудник библиотеки стремится выложить на сайт абсолютно всё, что он знает и чем занимается: планы, отчёты, фотографии, описание перспектив развития, и никто не подвергает эти материалы критическому анализу. Выход из этой ситуации один: необходимо проанализировать каждую страницу библиотечного сайта и ответить на вопрос о том, какую полезную для пользователя информацию несёт та или иная страница. Ключевым здесь является словосочетание «полезную для пользователя». Пользователь заходит на сайт библиотеки за информацией о новых поступлениях, интересных мероприятиях, актуальным для него является доступ к электронным каталогам и полнотекстовым базам данных, если они есть, посредством каталогов читатели пытаются составить библиографические списки литературы на определенные темы. Однако далеко не на каждом библиотечном сайте читатель обнаруживает искомое. В большинстве случаев, переходя по ссылке «полнотекстовые базы данных» читатель обнаруживает лишь перечень существующих интернет-ресурсов, в лучшем случае библиотека предоставляет доступ к собственному электронному каталогу. На фоне полнотекстовых интернет-библиотек подобные ссылки просто деморализуют читателя.
Наталья Андреевна Белолипецкая, кандидат культурологии, PR-менеджер МЦБС
им. М. Ю.Лермонтова

