Са­мый ко­рот­кий путь к бес­смер­тию

Каж­дое со­бы­тие в нас­то­я­щем
рож­да­ет­ся из прош­ло­го.

Воль­тер

По­хо­же, что силь­ные ми­ра се­го хо­ро­шо по­ни­ма­ли, где про­ле­га­ет до­ро­га к веч­ной па­мя­ти по­том­ков. Страсть к кни­го­со­би­ра­тель­ству Аш­шур­ба­ни­па­ла в Ни­не­вии, Пто­ло­мея II в Алек­са­нд­рии и Ев­мена II в Пер­га­ме обес­пе­чи­ла бес­смер­тие не толь­ко им са­мим, но и го­ро­дам, где они хра­ни­ли свои сок­ро­ви­ща и со­ору­жа­ли «при­ю­ты муд­рос­ти».
К про­ек­ти­ро­ва­нию биб­ли­о­тек во все вре­ме­на прив­ле­ка­лись луч­шие ар­хи­тек­то­ры, а про­ек­ты вы­пол­ня­лись с уче­том по­же­ла­ний тех лю­дей, ко­то­рым в этих зда­ни­ях предс­то­я­ло ра­бо­тать.
Ког­да в эпо­ху Воз­рож­де­ния на ос­но­ве част­ной кол­лек­ции из­ве­ст­но­го со­би­ра­те­ля Ник­ко­ло Ник­ко­ли во Фло­рен­ции бы­ла соз­да­на пуб­лич­ная биб­ли­о­те­ка Ла­у­рен­ци­а­на, для нее бы­ло пост­ро­е­но ве­ли­ко­леп­ное зда­ние, а ин­терь­е­ры офор­мил ве­ли­кий Ми­ке­ла­нд­же­ло. Счи­та­лось, что зда­ния биб­ли­о­тек долж­ны на­хо­дить­ся в цент­ре го­ро­да и прив­ле­кать вни­ма­ние сво­ей кра­со­той. Биб­лиоте­ка Мар­чи­а­на бы­ла со­ору­же­на в са­мом цент­ре Ве­не­ции, нап­ро­тив со­бо­ра свя­то­го Мар­ка и Двор­ца До­жей, где зем­ля це­ни­лась чрез­вы­чай­но до­ро­го. В оформ­ле­нии биб­ли­о­те­ки участ­во­ва­ли са­мые зна­ме­ни­тые ху­дож­ни­ки то­го вре­ме­ни — Ти­ци­ан, Ве­ро­не­зе, Тин­то­рет­то.
В XVI веке ис­па­нс­кий ко­роль Фи­липп II ос­но­вал мо­нас­тырь Эс­ко­ри­ал, ос­нов­ной частью ко­то­ро­го долж­на бы­ла стать биб­ли­о­те­ка. Из­ве­ст­ные ар­хи­тек­то­ры и ху­дож­ни­ки спла­ни­ро­ва­ли ее прост­ра­н­ство и ди­зайн. Биб­ли­о­те­ка раз­ме­ща­лась в двух за­лах, в треть­ем на­хо­дил­ся ар­хив. В пер­вом за­ле бы­ли предс­тав­ле­ны ру­ко­пи­си и кни­ги ан­тич­ных ав­то­ров. Ук­ра­шен зал был изоб­ра­же­ни­я­ми свя­тых, порт­ре­та­ми уче­ных-те­о­ло­гов. Во вто­ром за­ле раз­ме­ща­лись кар­ты, гло­бу­сы, аст­ро­но­ми­чес­кие и ма­те­ма­ти­чес­кие инстру­мен­ты, ча­сы, изоб­ра­же­ния ге­не­а­ло­ги­чес­ких древ, ан­тич­ные ва­зы. Оформ­ле­ние здесь стро­и­лось на мо­ти­вах сот­во­ре­ния ми­ра.
В про­ек­ти­ро­ва­нии зна­ме­ни­то­го чи­таль­но­го за­ла биб­ли­о­те­ки Бри­та­нс­ко­го му­зея при­ни­мал учас­тие и ру­ко­во­дил все­ми стро­и­тель­ны­ми ра­бо­та­ми глав­ный хра­ни­тель книж­но­го соб­ра­ния Ан­то­нио Пан­ни­ци.
Комп­лекс зда­ний Им­пе­ра­то­рс­кой пуб­лич­ной биб­ли­о­те­ки в Санкт-Пе­тер­бур­ге, ко­то­рый соз­да­ва­ли луч­шие зодчие Рос­сии, ста­л од­ной из ар­хи­тек­тур­ных до­ми­нант Невс­ко­го прос­пек­та.
По­бес­по­ко­и­лись о «би­ле­те в веч­ность» и сов­ре­мен­ные аме­ри­ка­нс­кие пре­зи­ден­ты, ос­тав­ля­ю­щие пос­ле сво­е­го прав­ле­ния не пом­пез­ные па­мят­ни­ки, а зда­ния дос­туп­ных биб­ли­о­тек. В Шта­тах во­об­ще к биб­ли­о­те­кам от­но­ше­ние осо­бое. Ка­жет­ся, го­ро­да и шта­ты участ­ву­ют в нег­лас­ном со­рев­но­ва­нии на «са­мую-са­мую»… Каж­дые два го­да предс­та­ви­те­ли Со­ю­за Ар­хи­тек­то­ров США и Аме­ри­ка­нс­кая Ассо­ци­а­ция Биб­ли­о­те­ка­рей предс­тав­ля­ют к наг­ра­де на­и­бо­лее вы­да­ю­щи­е­ся за­кон­чен­ные про­ек­ты в ка­те­го­рии «Ар­хи­тек­ту­ра биб­ли­о­тек», в пос­лед­нее вре­мя сре­ди наг­раж­ден­ных — биб­ли­о­те­ка в Си­эт­ле, штат Ва­ши­нг­тон (ар­хи­тек­тор Рэм Кул­ха­ас, Гол­лан­дия) и биб­ли­о­те­ка в Солт-Лэйк-Си­ти, штат Юта (ар­хи­тек­тор Мой­ша Саф­ди, США).
В ма­лень­кой уют­ной Фин­лян­дии свой под­ход к про­ек­ти­ро­ва­нию биб­ли­о­теч­ных зда­ний. Нап­ри­мер, го­ро­дс­кая биб­ли­о­те­ка в Там­пе­ре на­зы­ва­ет­ся «Глу­харь» — ее зда­ние на­по­ми­на­ет эту пти­цу. А в Ки­тее выст­ро­е­на биб­ли­о­те­ка в фор­ме воз­душ­но­го змея.
Вот толь­ко на пост­со­ве­тс­ком прост­ра­н­стве нет ни на­ци­о­наль­ных прог­рамм, ни сме­лых ори­ги­наль­ных идей биб­ли­о­теч­но­го стро­и­тель­ства, со­от­ве­т­ству­ю­щих на­ше­му ди­на­мич­но­му вре­ме­ни.
Хо­тя… по­ка Ки­ев ищет мес­то, Ри­га раз­би­ра­ет­ся с кор­руп­ци­он­ны­ми скан­да­ла­ми и пы­та­ет­ся ос­во­бо­дить тер­ри­то­рию, а Моск­ва не мо­жет най­ти день­ги для за­вер­ше­ния «строй­ки ве­ка» — На­ци­о­наль­ной биб­ли­о­те­ки, в Минс­ке пре­зи­дент взял и за три го­да отг­ро­хал «брил­ли­ант». Что-что, а па­мять по­том­ков Бать­ка се­бе обес­пе­чил.

С лю­бовью, Тать­я­на Фи­лип­по­ва,
глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Биб­ли­о­теч­ное Де­ло»