Несовершеннолетие — это неспособность
пользоваться своим рассудком
без руководства со стороны кого-то другого
И. Кант
Как мы знаем, в эпоху Просвещения французские философы пересмотрели все знания, доступные человечеству. В итоге появилась «Энциклопедия», куда все эти знания вошли в алфавитном порядке. Приобретая «Энциклопедию», которая уже в XVIII в. была доступна всем образованным людям, человек приобщался к тому, что называется «пайдея», опыту человечества. Читающий возделывал в себе человека культурного, просвещённого, и это касалось не только знаний, но и вкуса, который, благодаря иллюстрациям к статьям, также прививался по мере изучения «Энциклопедии». Но встаёт вопрос, неужели достаточно освоить «Энциклопедию», чтобы стать человеком? И что делать с полученными знаниями?
Впрочем, философы Просвещения занимались не только накоплением знаний, доступных человечеству. Они боролись с предрассудками, корни которых, по их мнению, уходили к истокам христианства. Их борьба была направлена против внешнего врага — церкви.
Однако у Канта свой взгляд на проблему Просвещения, которое он воспринимает как способ выхода из состояния «несовершеннолетия». Он выделяет три признака, по которым мы можем определить, в каком состоянии мы находимся, преодолели ли мы детство или нет.
- Если книга заменяет нам способность суждения.
- Если духовный наставник заменяет нам совесть.
- Если врач определяет за нас наш режим».
Просвещение является одновременно процессом и целью для любого человека, а значит, это прежде всего личное дело каждого, которое имеет значение для всего общества.
Человек сам несёт ответственность за состояние, в котором оказался, и это важно понимать, ведь пафос французской философии того времени имел противоположный характер. Философы Просвещения и их последователи искали виновных вовне, общего врага, борьба с которым объединит всё человечество. Однако, как мы видим сегодня, борьба с предрассудками того времени на деле оказалась бессмысленной, так как само человечество осталось в детском состоянии.
Что же мешает человечеству повзрослеть?
Ответ — трусость. Взросление требует мужества от каждого человека. Мы знаем, что одни предрассудки сменят другие, поэтому нужно бороться не с определёнными предрассудками, а с установкой, которая способствует возникновению предрассудка. Вот отрывок из обращения кенигсбергского философа: «Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же, как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы». Нам кажется, что с тех пор многое изменилось, однако, несмотря на все исторические события (Французская революция, демократизация, глобализация, победа над фашизмом и т. д.), все три симптома налицо.
Книга, которая заменяет нам способность суждения, — это учебник или свод законов, который мы приняли на веру ещё в школе.
Духовный наставник, который заменяет нам совесть — это начальник, которому мы подчиняемся, перекладывая на него ответственность за свои действия.
А врач, определяющий наш режим — это общественные ценности и обычаи.
Со времен И. Канта принято считать, что человек является субъектом исторического процесса, он вершитель истории, что даёт ему полную свободу. Однако сама история показала нам всю трагичность такой установки. Уже в середине XX века Т. Адорно и М. Хоркхаймер напишут «Диалектику Просвещения», где постулируют крах Просвещения. Свобода позволяет достигнуть цели исторического процесса, которая может быть поставлена только объединённым человечеством.
Кант провозгласил девиз Просвещения: «Умей пользоваться своим умом без руководства кого-либо другого», который лёг в основание мышления современной эпохи, но научились ли мы самостоятельно пользоваться умом?
monocler.ru

