Не так давно в нашу жизнь вошло понятие “digital native” — «цифровое поколение». Термин появился благодаря американскому писателю Марку Пренски. По его мнению, представители этого поколения обладают особыми навыками, новыми способностями к получению и обработке информации, ведь технологии сопровождают их с рождения.
Казалось бы, людям из этого поколения компьютер при правильном и грамотном использовании может принести куда больше пользы, чем вреда. Сеть станет проводником в бескрайний мир информации, где найдутся материалы для учёбы, художественные фильмы, архивы музыкальных произведений. Также это простой способ завязать новые знакомства, улучшить навыки общения, преодолеть языковой барьер. Даже компьютерные игры могут способствовать развитию интеллекта, логики, сосредоточенности, внимательности.
Действительно, подростки умело обращаются с компьютером (а по меркам провинциального города — более компетентно, нежели взрослые). Цифровая реальность определяет формирование их личности, взаимоотношение с окружающим миром, постижение фактов культуры и истории. Особенно высок интерес современного подростка к интернету. К сожалению, воспринимая интернет не как техническое приспособление, канал сбора информации, а как совершенно отдельный виртуальный мир, многие подростки не обладают должной культурой работы с этим приспособлением. Отсюда — неумение соотнести понятия «личного» и «публичного», массовая публикация в Сети своих персональных данных, информации о собственности семьи, времяпровождении. Отсюда — рискованные знакомства, вовлечение в сообщества, пропагандирующие экстремальный и преступный досуг, суицид, участие в кибертравле… Отсюда — мощная интернет-зависимость. Данный термин (введён американским психиатром Айвеном Голдбергом в 1996 г.) подразумевает и психическое, и поведенческие расстройства.
Когда же и при каких обстоятельствах происходит поглощение ребёнка Всемирной паутиной? Часто причиной тому становится дефицит общения, нехватка родительской любви и внимания. И вот тогда виртуальный мир кажется лучше и надежнее, чем окружающая действительность. Самое проблематичное, что в этой ситуации взрослые не делают значимых попыток изменить положение дел: повлиять на микроклимат в семье, преподать детям базовые правила общения в Сети — так сказать, ЗОЖ в среде коммуникаций.
В Рязанской библиотеке 6 февраля 2018 г. в очередной раз прошёл экспертный круглый стол «Безопасный интернет!» Участники мероприятия рассказали о позитивном опыте работы с подростками, дали интересные рекомендации. Так, представитель Роскомнадзора по Рязанской области назвал учебные пособия и методические разработки, вооружившись которыми можно поговорить со школьниками о правилах поведения в Сети и защите персональных данных. Глава «Центра защиты детей от интернет-угроз» рассказал, как именно (аналитика соцсетей, внедрение специального программного обеспечения, консультирование педагогов и родителей) его организация ограждает детей от нежелательного, «паразитического» контента. Представитель «МТС» говорил о технических решениях, обеспечивающих безопасность контента: многие опции заложены в базовых пакетах услуг.
Екатерина Юрьевна Батова, инженер-программист отдела автоматизации ГБУК РО «Рязанская областная детская библиотека»

