Синергетика и проблемы образования. Грамотность в современной России

Плюснина Е. М. Концепция начальной грамотности ХХI века. — СПб.: Издательскиерешения, RIDERO. — 2017. — 248 с.
Сборник статей Елены Михайловны Плюсниной «Концепция начальной грамотности XXI века» адресован, прежде всего тем, кого интересуют вопросы грамотности в современном обществе, её понимание в России в XX веке и современное звучание понятия «грамотность». Целью данного труда является поиск путей и методов предупреждения тех проблем, которые возникают сегодня в результате поголовного снижения грамотности.
Книга включает три главы. В первой главе освещены методологические основы концепции начальной грамотности. К ним относятся и философские представления о человеке, и аксиологические обоснования грамотности, и некоторые научные подходы, связанные с развитием творчества, без которых овладение грамотностью невозможно.
В настоящее время высоко актуализированы и требуют разрешения вопросы общечеловеческих ценностей, понимания того, что всё в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Аксиологическая направленность речевой деятельности, подробно рассматриваемая автором в произведении, проливает свет на решение данных проблем.
В ХХ веке опора на рациональное мышление в образовании занимала главенствующее положение. Век ХХI диктует свои требования, свои изменения в окружающем нас пространстве творческих людей и эффективных идей, поэтому разобраться, что такое творчество, а что такое креативность и возможны ли они без рационального мышления — просто необходимо.
Во второй главе автор представляет методические разработки, которые способствуют более эффективному освоению навыков осмысленного чтения, свободного владения письменным изложением и орфографической грамотностью. Описаны исследования, которые проводились автором и получили признание, как в научной, так и в научно-практической педагогической среде.
Третья глава знакомит читателей с результатами применения предлагаемой концепции в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Пушкина. Автор предлагает дидактический материал, направленный на совершенствование организации процесса обучения грамотности. Данный материал способствует предупреждению формирования семантической педагогической дислексии.
В нескольких научно-теоретических статьях сборника Елена Михайловна описывает действие закона «взаиморазвития», а в методических статьях изложена возможность его применения на практике.
Значительное внимание автор уделяет современному значению понятия «развитие», которое сегодня определяется как разветвление, разворачивание потенциальных возможностей, заложенных в сложноорганизованных системных образованиях, которым является в том числе и человек.

Марина Николаевна Теречева, кандидат педагогических наук, учитель-логопед, дефектолог, специалист по адаптивному биоуправлению, генеральный директор ООО «Центр диагностики и психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка «ЦИЦЕРОН»