Во второй половине ХIХ века оживлённо развивались все производства и промышленность. В типографском искусстве наблюдался значительных технических прогресс, за которым работники графических заведений часто не успевали следить.
Полиграфическая промышленность в то время называлась «графические искусства». В число предприятий «графического искусства» входили типографии, литографии, металлографии, фотоцинкографии, словолитни, фотографии и тому подобные предприятия. Профессиональные же знания можно было почерпнуть только в специальной литературе и периодике. Одним из первопроходцев в деле издания таковых был Р. К. Шнейдер.
Специалист графических искусств — Р. К. Шнейдер
Рудольф Карлович Шнейдер (1834–1884) — владелец типографии, школы для учеников типографии, основатель первого профессионального периодического издания для специалистов типографского дела. Его деятельность оставила заметный след в истории отечественного книгопечатного дела. Он родился в Данциге (Гданьск) 12 февраля 1834 года1. После окончания церковного городского училища начал трудовую деятельность в типографии. В течение срока ученичества, то есть пяти лет, изучил наборное дело и работал наборщиком в типографиях Германии, Франции, Австро-Венгрии. В 1858 г. двадцатичетырёхлетним молодым специалистом переехал в Россию и остановился в Петербурге. Служил в типографии Императорской академии наук сначала наборщиков, а потом метранпажем и фактором. В 1866 г. он открыл на Невском пр., д. 5, собственную типографию и издавал «Типографский журнал». Он часто выезжал за границу на лечение, и в 1884 г. в умер в давоской лечебнице в Швейцарии.
Шнейдер был не только высокопрофессиональным типографом, но и весьма талантливым организатором. Он решился создать при типографии «Кружек типографов», в котором состояли не только владельцы типографий, но и наборщики, печатники, словолитчики. Они собирались раз в неделю и обсуждали различные производственные вопросы.
На одном из собраний кружка Шнейдер предложил издавать профессиональный журнал. «…Почти во всех цивилизованных странах, где графическое искусство процветает, — объяснял он собратьям по профессии, — признали первою необходимостью иметь такой орган, в котором бы собиралось и связывалось всё, что происходит нового или изменяется в обширной области этого искусства как по части технической, так и по части узаконений для возможности правильного применения их на практике, без чего типографическое искусство как ремесло не может процветать… Нам необходимо иметь журнал на русском языке, в котором мы всегда могли бы иметь перед глазами успехи и изобретения и ознакомиться с усовершенствованиями в области нашего искусства»2. Инициатива Шнейдера была поддержана членами кружка, но только на словах. Около года шла подготовительная работа, и 1 июля 1867 г. вышел первый номер «Типографического журнала».
Нина Георгиевна Кузьмина, сотрудник музея печати ГМИ, Санкт-Петербург
1 Самородов Б. С. Начало. Первый полиграфический журнал в России // Полиграфия. — 1987. — №3. — С. 34.
2 Шнейдер Р. К. Нам нужен журнал // Типографический журнал. — 1867. — №1. — С. 1.

