В настоящее время многие библиотеки перемещают в удаленные хранилища всё большее количество своих коллекций, в связи с чем отделы обеспечения доступа вынуждены создавать специальные службы, работающие над улучшением к ним доступа. В августе 2013 года библиотеки Университета Северного Техаса внедрили доступную через онлайн-каталог новую услугу. Это дало возможность студентам, преподавателям, сотрудникам и другим пользователям заказывать книги непосредственно из каталога и выбирать тот филиал, где им удобно забирать заказ. Кроме того, в главной библиотеке университета появилась, так называемая, «полка самообслуживания», которая позволяет пользователям забирать заказанную литературу в любое удобное для них время 24/7. В этой статье описаны процессы планирования данной услуги.
Библиотеки постоянно сталкиваются с проблемой нехватки помещений и испытывает потребность в дополнительном пространстве. Ситуация обострилась ещё больше в связи с ростом числа студентов и, соответственно, необходимостью в новых площадях для проведения занятий. Многие библиотеки вынуждены использовать удалённые хранилища, расположенные за пределами библиотечных зданий. Высвобождение дополнительных помещений позволило создать более комфортные условия для занятий. Библиотека университета Северного Техаса тоже имеет пристройку, которая используется как книгохранилище. Туда из главной библиотеки были перемещены книги, не востребованные в течение десяти лет. Хотя оно закрыто для пользователей, они могут заказывать находящиеся там издания. Заказ доставляется в определённый филиал библиотеки в течение 24 часов. До августа 2013 г. заказ литературы из этого хранилища предполагал заполнение так называемого библиотечного бланка заказа на доставку. Он включал имя читателя, его адрес электронной почты, название и шифр книги. Уведомление о выполнении заказа отправлялось пользователю по электронной почте. Одновременно можно было заказывать только пять книг, и в соответствии с правилами заказ должен храниться в течение десяти дней.
Однако при оформлении заказов и у пользователей и у сотрудников возникали проблемы. Так, пользователям приходилось тратить много времени на заполнение заявки, так как на каждое издание требовался отдельный бланк. У сотрудников уходило немало времени на ввод информации в систему Millennium, поскольку бланк заказа на доставку был самостоятельной веб-формой, не привязанной к системе. Заведующий отделом обеспечения доступа, группа по обслуживанию абонементом и специалист по системному поиску информации должны были совместными усилиями решить проблему и оптимизировать процесс заказа. В их обязанность входила разработка такой oнлайн-услуги, которая позволила бы заказывать документы непосредственно из электронного каталога.
В январе 2013 г. библиотеки университета Северного Техаса перешли от библиотечной программы Millennium к новой системе Sierra, используя руководство по её эксплуатации как рабочий инструмент при разработке самого процесса.
Mary Ann Venner – возглавляет отдел обеспечения доступа в библиотеках университета Северного Техаса. В 2010 г. получила магистерскую степень. В системе университетских библиотек работает более 18 лет
Перевод — Лидии Прокулевич, Национальная библиотека Беларуси

