Собрание архивных документов Театральной библиотеки

История формирования и обзор фондов

Собрание архивных документов Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки ведёт свою историю с 1919 г. и к настоящему времени насчитывает 75 фондов и более 12 000 единиц хранения.
Начало формирования собрания относится к послереволюционному периоду существования библиотеки, когда к руководству Центральной библиотекой русской драмы (как она тогда называлась) приходит первый «советский» директор Александр Сергеевич Поляков (1882–1923), литературовед, библиограф, историк русской литературы и театра. Его усилиями библиотека не только сохранилась в тяжёлое послереволюционное время, но и была реорганизована, значительно увеличила свои фонды, пополнившись уникальными материалами по истории театра, в том числе и архивными.
Собирание архивных материалов становится одним из направлений работы библиотеки. Была организована рассылка анкет, в которых библиотека обращалась к артистам драмы, оперы, балета и музыкантам с просьбой сообщить сведения о себе и по возможности передать на хранение или в дар документы из своих личных архивов: письма, заметки, рисунки, другие рукописи. Было разослано около восьмисот анкет-обращений. Отклик оказался весьма незначительным, однако были изысканы другие пути приобретения материалов, и уже к 1 января 1921 г. в библиотеку поступило более тысячи рукописей1. После кончины А. С. Полякова, во второй половине 1920-х и в 1930-е гг., коллекция продолжала пополняться.
Среди первых дарителей прежде всего следует назвать актрису бывшего Александринского театра Надежду Сергеевну Васильеву (1852–1920). Она была и первым директором образованного в 1918 г. Музея Петроградских государственных театров и вложила в его организацию много сил. Библиотеке Надежда Сергеевна пожертвовала свой личный архив. Писатель, историк искусства и театральный деятель Петр Петрович Гнедич (1855–1925) также сделал щедрое пожертвование и передал материалы своего большого архива в библиотеку. Актриса Любовь Николаевна Шувалова (1878–1920) принесла в дар переписку своего отца, актёра Николая Фёдоровича Сазонова (1843–1902). Сын актёра В. П. Далматова передал библиотеке бумаги отца. Все эти материалы были получены в дар сразу после организации Рукописного отдела, в 1919 г. В том же году библиотека приобрела архивы актёров Павла Матвеевича Свободина (1850–1892) (по-видимому, это было самое первое поступление в отдел), Константина Александровича Варламова (1848–1915) (поступила лишь малая часть архива). Тогда же были приобретены письма и телеграммы итальянского актёра Эрнесто Росси (1827–1896) к писательнице С. И. Лаврентьевой (1836–1919).
Другие поступления тех лет — большой архив балетного критика, редактора журнала «Нива» Валериана Яковлевича Светлова (1859–1935) (получен, по-видимому, в 1920–1921 гг.), части архивов актёра Николая Николаевича Ходотова (1878–1932) и певицы Марии Александровны Славиной (1858–1951).

Татьяна Аркадьевна Синельникова, заведующая архивным сектором Отдела редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов СПбГТБ

1 Центральная Библиотека Русской Драмы // Бирюч Петроградских государственных театров. — 1921. — Сб. II. — С. 299.