Современные аспекты методики составления персональных библиографических указателей

Библиотечное сообщество, увлечённое современными информационными технологиями, практически не уделяет внимания методике библиографирования документов (или, говоря языком последнего ГОСТа, информационных ресурсов) в процессе составления библиографических пособий. Методические рекомендации по составлению библиографических указателей всех видов не публиковались с середины 1980-х годов.
Потребность в персональных указателях, отражающих работы представителей самых различных областей деятельности сохраняется до сих пор я. Пользователь может обратиться как к электронным ресурсам, локальным и удалённым, так и к традиционным библиографическим указателям, отражающим работы того или иного автора в различных областях деятельности. Но для этого необходимы навыки информационного поиска, кроме того, требуется обращение к нескольким информационным источникам, что увеличивает время поиска информации.
Помимо возможности получить искомую информацию быстро, не обращаясь к различным источникам информации, играет роль и то, что персональные библиографические указатели, по возможности, наиболее полно отражают опубликованные работы автора. Интерес представляет и дополнительная информация, размещаемая в персональных указателях: рецензии на работы автора, участие автора в профессиональных, творческих, межведомственных мероприятиях, коллективах, проектах, представление научных и творческих работ, выполненных под руководством данного лица, а также материалы о его жизни и деятельности, воспоминания и литература о нём.
Исходя из этого, следует рассмотреть современные аспекты подготовки персональных указателей. Рассматривать их предполагается на примере персональных указателей в сфере информационно-библиографической деятельности. Это обусловлено опытом подготовки персональных указателей в этой сфере в Научно-исследовательском отделе библиографии и библиотековедения Библиотеки Российской академии наук и возможностью их сравнения с соответствующими биобиблиографическими указателями Российской национальной библиотеки.
Основные этапы подготовки персональных указателей остаются прежними: определение темы, структура, отбор включаемых ресурсов, их расположение, приложения, вспомогательные указатели. Остановимся на тех из них, которые чаще всего включают изменения, связанные с современными информационными ресурсами.
Структура персональных указателей традиционно включает работы персоны и литературу о нём. Учитывая возможную неосведомлённость профессиональной общественности о личности персоны (что в информационно-библиографической сфере достаточно распространено), указатель может, включать в качестве структурного элемента «Основные события жизни и деятельности персоны», публикацию материалов или воспоминаний о персоне, иногда — автобиографию1. К работам деятелей информационно-библиографической сферы, на примере которых мы будем рассматривать методику, относятся печатные и электронные монографии, учебники и учебные пособия, методические материалы, статьи, рецензии и работы, в которых персона принимает участие в роли составителя, редактора, научного руководителя проекта и т. п. Здесь составители используют два варианта: либо объединяют все виды работ в рамках одного года, либо выделяют структурные подразделения по видам работ: автор, рецензент, составитель, редактор и другие. При разнообразии и большом объёме какого-либо вида работ (например, теоретические работы в определенном направлении деятельности, учебники и учебные пособия, персоналии и другие) могут быть выделены тематические или типологические подрубрики в видовых подразделениях.

Нина Васильевна Пономарёва, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИО библиографии и библиотековедения, Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

1 См., например: Александра Николаевна Маслова (1933–2011): биобиблиогр. указ. / Рос. нац. б-ка, Б-ка Рос. акад. наук; [сост.: Николаева Л. С.; ред.: Балацкая Н. М.]. — СПб.: Петербург: БАН, 2014. — 112 с.