Современный российский детектив. Территория новых смыслов и жанровых трансформаций

Детектив на протяжении многих десятилетий является одним из самых популярных жанров во всем мире. Причины популярности изучаются психологами и филологами, культурологами и социологами, философами и лингвистами.
Многие исследователи отмечают, что массовая литература призвана отвлечь «массового человека» от монотонности повседневности. Постепенно она начинает определять диапазон культурных потребностей «одномерного человека» (Г. Маркузе), который с удовольствием наблюдает за похождениями и подвигами серийных героев авторов популярных детективов (отечественных и зарубежных), осознавая при этом, что описываемые преступления никак не нарушают его психологического покоя.
В умении соответствовать «горизонту ожидания читателя» — залог успеха и писателя, и издателя. Так, Б. Акунин, стремясь доказать, что детектив может стать качественной и серьёзной литературой, приходит к выводу, что за последние годы «самоощущение, мироощущение и времяощущение со­временного человека существенным образом переменились. Читатель то ли повзрослел, то ли даже несколько состарился. Ему стало менее интересно читать “взаправдашние” сказки про выдуманных героев и выдуманные ситуации, ему хочется чистоты жанра; или говори ему, писатель, то, что хочешь сказать, прямым текстом, или уж подавай полную сказку, откровенную игру со спецэффектами и “наворотами”»1.
К детективу современные авторы приходят разными маршрутами. Так, например, лауреат премии «Национальный бестселлер» и «Большой книги», автор «Казарозы» и «Песчаных всадников», «отец» сыщика Ивана Путилина, Леонид Юзефович о своём выборе жанра исторического детектива рассказывает так: «В литературе обычно кричат — в переносном, конечно, смысле — люди или не очень талантливые, или крайне честолюбивые. Мне кричать не хочется. Я много лет работаю в школе, преподаю историю, и знаю, что кричит только плохой учитель. Знаете, какой самый верный способ заставить детей слушать себя? Начать говорить тихо. Некоторые наши талантливые писатели, особенно женщины, умеют понижать голос до шёпота и этим заставляют прислушиваться к себе. Я использую другие приёмы — замену крика. К примеру, сюжет обязательно должен содержать какую-то тайну. Для меня детективные сюжеты — всего лишь способ заставить читать мои романы, в которых собственно детектив — далеко не самое важное. А что важно, каждый решает сам»2. Филологический детектив Т. Шахматовой «Унесённые блогосферой» прекрасно иллюстрирует эту тенденцию.
Филолог из Казани Татьяна Шахматова выпустила два романа новой серии издательства «Эксмо» «Детектив с филфака» «Унесённые блогосферой» и «Удар отточенным пером». В серии «Детектив с филфака» «сыщик» — это эксперт-филолог, ведущий сыск по лингвистическому следу. В первой книге тайну двойного убийства молодых успешных супругов в романе помогают раскрыть сообщения в социальных сетях. В «Унесённых блогосферой» молодую семейную пару убили в собственной квартире: её задушили, его вытолкнули в окно. Пара вела активную жизнь в социальных сетях, поэтому в следственном комитете решили дать прочесть весь этот гигантский объём переписки филологу, человеку из научной среды, чтобы найти следы угроз, речевой агрессии, сомнительных связей. Опытному лингвисту тексты и контексты, которые они образуют, могут сказать намного больше, чем простому читателю. Поэтому главные герои романа — Виктория Берсеньева, кандидат филологических наук, лингвист-эксперт, бывший сотрудник кафедры современного русского языка и литературы XX–XXI веков, и её племянник Александр, студент второго курса филологического факультета, помогают следствию раскрыть преступление.

Мария Александровна Черняк, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор филологических наук, Санкт-Петербург

1 Чхартишвили Г. Девальвация вымысла: почему никто не хочет читать романы // Литературная газета. — 1998. — №39. — С. 6.
2 Леонид Юзефович: «Мне не хочется кричать» // АиФ Москва. — № 9( 07/05/2003)