Главная проблема детектива как жанра — причисление его к массовой литературе. В русской традиции детектив считается низким жанром, не является предметом внимательного изучения, в отличие, например, от Швеции.
В Швеции исследованиям детектива уделяется достаточно большое внимание, в частности, создаются целые институты по изучению детектива, выпускаются книги, посвящённые этому жанру и прочее. Так, в 1971 г. была основана Академия детективных авторов Швеции, одной из задач которой является поддержка и поощрение авторов криминальных романов. В городе Эскильстуна в 1989 г. была организована студенческая исследовательская библиотека, где собирается информация о детективном жанре, а также вся криминальная литература, как на шведском, так и на других языках. Это свидетельствует о том, что «массовостью» наделяется далеко не каждое произведение этого жанра, из чего можно сделать предположение: детектив не может быть отнесён только к явлениям «массовой литературы». В то же время детектив сложно отнести к высоком жанру, скорее, в нём сочетаются «высокие» и «низкие» жанровые элементы.
В этом и заключается конфликт между российским и зарубежным восприятиями детектива.
Несмотря на практически полное отсутствие серьёзных исследований по данному вопросу, интерес к детективу, в частности к шведскому, в последнее время возрастает. Об этом свидетельствуют публикации в литературных газетах и журналах, блогах и интернет-изданиях. Популярность детектива в Швеции объясняется не только количеством тиражей, продаваемостью и личностью авторов, многие из которых уже стали «медийными», но и качеством литературы.
Шведский детектив захватил не только мировой литературный рынок, но и умы поклонников этого жанра, что говорит об актуальности поставленной проблемы: определение особенностей современного «скандинавского нуара», которые одновременно являются причинами его резкой популярности.
В первую очередь необходимо обозначить рамки классического детектива, чтобы провести параллели с современным его состоянием и выявить принципы свойственные именно шведскому детективу.
Само зарождение детективного жанра относят к расцвету творчества Эдгара Аллана По после выхода его новеллы «Убийство на улице Морг» (1841). Изначально, основой сюжета и его главной задачей был рассказ о преступлении. Далее в ходе своего развития жанр наделялся социальной тематикой, но причины убийства были скорее личными. «В сказочной стране, где происходило действие детективов «золотого века», убийства совершались постоянно, не принося, однако, никому вреда»1, — писал Дж. Саймоне. Детективу приписывают штампы, повторы, условности, нежизненность персонажей и ситуаций. Авторы классического романа о преступлении не изображают реальную действительность, а лишь подгоняют её под стандартную схему, выражающуюся в следующей композиции: тайна преступления—расследование—установление истины.
Юлия Евгеньевна Козина, магистрант 2 курса, Петрозаводский государственный университет, институт истории, политических и социальных наук, г. Петрозаводск
1 Symons J. Bloody Murder. From the Detective Story to the Crime Novel: a History. Penguin Books, 1975. — P. 109.

