Создание национального электронного ресурса: трудно первые пять лет

Представляем собеседника. Елена Дмитриевна Жабко — директор по информационным ресурсам Президентской библиотеки, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационного менеджмента СПбГУКИ. Не впервые она выступает на страницах нашего журнала и всегда привлекает внимание читателей фундаментальностью подходов к поднимаемым проблемам, широтой научного кругозора и нетривиальностью взглядов на мир исследователя одной из самых молодых ветвей научного знания — области информационных технологий применительно к библиотечной отрасли.
Работе в Российской национальной библиотеке Елена Дмитриевна отдала без малого 18 лет, закончив очную аспирантуру Государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГУКИ). После защиты кандидатской, а позднее, в 2007 г., и докторской диссертации начальник управления информационного обслуживания РНБ Жабко всё в большей степени погружается в сопредельную с библиотечной деятельностью область — исследует, как понятие «библиограф» в справочно-библиографическом обслуживании меняет содержание и расширяется до понятия «специалист по информационному доступу», а традиционная библиотека получает новые воплощения в электронной среде.
Елена Дмитриевна участвовала в открытии первых в стране центров доступа к интернет-ресурсам, Центра правовой информации, Информационно-сервисного центра (в рамках гранта Всемирного банка) и т. д. С 2000 г. выбирается председателем секции Российской библиотечной ассоциации «Электронные ресурсы и информационно-библиотечное обслуживание», активно участвует в работе международных профессиональных организаций.
С 2009 года Елена Жабко — директор по информационным ресурсам Президентской библиотеки.

Елена Дмитриевна, в мае 2014 г. Президентская библиотека отметит первое пятилетие своей деятельности. Давайте вернёмся к самому началу, к постановке задачи создать, по сути, «с нуля» нечто новое, уникальное: национальное электронное хранилище основополагающих для государства материалов и документов. Каких интеллектуальных усилий, установок по созданию ресурса, принципов его формирования потребовало это от его создателей?

— Нельзя, наверное, говорить о том, что к открытию библиотеки 27 мая 2009 г. ставилась задача начать «с нуля». Была проделана большая подготовительная работа. Прежде всего, в 2007 г. на самом высоком уровне было принято решение о создании национального электронного хранилища, затем подготовлены первичное концептуальное обоснование и уставные документы. Также в достаточно сжатые сроки в 2007-2009 гг. была разработана технология подготовки цифрового контента, созданы системы хранения электронных документов, включая файловое хранилище, сетевое представительство в интернете в виде общедоступного портала, первичный массив документов и многое другое. Другое дело, что впервые предстояло решить целый комплекс организационно-технологических проблем, чтобы экспериментальная технология «заработала» в режиме промышленной эксплуатации. Особенно важным было на практике совместить данную как реальность технологию, разработанную для Президентской библиотеки, с существующей в информационно-библиотечной сфере практикой комплектования и каталогизации электронных ресурсов.
Если же говорить об имевшей место быть нулевой отметке, то это, конечно, отсутствие каких-либо научных основ построения национального электронного ресурса. Известно, что формирование любых электронных библиотек требует значительных усилий специалистов, направленных на отбор ресурсов для оцифровки, их описание, индексирование и проверку правильности данных, а затем перемещение и предоставление их в свободный доступ. В нашем случае особенность состояла в том, что в Президентской библиотеке практически нет книжных фондов, и цифровой массив формируется на основе интеграции ресурсов внешних организаций — библиотек, архивов, музеев, средств массовой информации, научных издательств и др. Предстояло создать информационный ресурс нового типа, который бы обеспечивал раскрытие курируемой тематики через издания библиотечного хранения, архивные материалы, музейные объекты. Этим мы изначально отличаемся от других ресурсов, создаваемых на базе традиционных библиотек. Что, как и в каких объёмах комплектовать, как производить отбор и оценку документов, по каким принципам организовывать фонд, как описывать различные типы документов, как обеспечивать доступ, как работать с партнёрами, — всё это были первоочередные вопросы, которые надо было решать в рабочем порядке. Специалисты зачастую работали допоздна, не считаясь со временем и прикладывая максимум интеллектуальных усилий для того, чтобы теоретическую модель формирования ресурса адаптировать к практике.

Нам кажется, что многие из поставленных задач если не решены, то последовательно решаются. И об этом свидетельствую данные статистики. Если в 2009 г. в информационной системе было накоплено чуть более 30 тыс. документов, то сейчас их более 300 тыс.; количество документов на портале увеличилось с 2 до 108 тыс., а его посещаемость возросла с 50 тыс. удалённых пользователей (на конец 2009 г.) до 1,25 млн (декабрь 2013 г.). Цифры говорят сами за себя. Конечно, это только количественные показатели, но за ними многое: постоянное совершенствование информационной системы и внешнего портала, выстраивание системы подготовки и проверки многотысячных библиографических списков, разработка критериев качества сканирования и тщательнейший контроль поступающего контента, разработка формата описания архивных материалов для электронного каталога и т. д.
С какого массива электронных документов начиналась Президентская библиотека, остались ли у неё партнёрские отношения с фондодержателями, сделавшими первый вклад в создание контента? Расширился ли круг партнёров?
— Это был небольшой по объёму массив электронных копий документов, в основание которого легли документы пяти организаций — национальных библиотек (Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки), федеральных архивов страны (Российского государственного исторического архива, Государственного архива Российской Федерации) и Тюменской областной универсальной научной библиотеки им. Д. И. Менделеева. Эти документы до сих пор используются при подготовке наших цифровых коллекций. В основном это относится к первичному контенту РГБ и РГИА. Именно эти учреждения внесли основной вклад в наш ресурс. В течение всего пятилетнего периода мы продолжали взаимодействовать с РГИА и ГАРФ — кстати, не только в части подготовки цифрового архивного контента. Так, эти архивы для нас оказались подспорьем при участии в деятельности Межведомственной рабочей группы по формату описания архивных материалов. А на базе Тюменской ОУНБ вообще был создан первый филиал Президентской библиотеки. Помимо этого образовался целый круг региональных партнёров — это национальные библиотеки субъектов РФ и областные ОУНБ, федеральные университеты и региональные государственные архивы. В рамках сотрудничества в области формирования электронных коллекций, например, только в 2013 г. готовый цифровой контент передали 19 регионов Российской Федерации.
Весьма плодотворно сотрудничаем с крупными отраслевыми библиотеками — Государственной публичной исторической библиотекой, Государственной общественно-политической библиотекой, Центральной военно-морской библиотекой. Особая группа — научные библиотеки ведущих российских университетов, в особенности наших, петербургских. В основу сотрудничества заложен паритетный характер обмена электронными документами, множественность уровней взаимодействия и соблюдение норм правового сопровождения.
В настоящее время в формировании национального электронного ресурса принимают участие более чем 150 организаций и учреждений. Только в истёкшем 2013 году Президентская библиотека сотрудничала с 9 музеями, 6 архивами, 20 библиотеками Российской Федерации. 5 университетов приняли участие в проектах по оцифровке фондов в рамках государственных контрактов, 10 университетов предоставили официальные разрешения использовать сетевые версии авторефератов диссертаций. Развивается сотрудничество с учреждениями Русской Православной Церкви, например, с Санкт-Петербургской епархией Русской Православной церкви — библиотекой Свято-Троицкого монастыря Александро-Невской Лавры, Свято-Троицким Александра Свирского мужским монастырем и др. Мы работаем давними партнёрами и в то же время привлекаем новых. Кстати, в формировании ресурса принимают участие не только учреждения и организации, но и частные лица.
По сути, тем самым мы в своём тематическом сегменте играем роль национальной электронной библиотеки, объединяя ресурсы библиотек различной типологической принадлежности — в варианте не распределённого, а централизованного хранения. Интерес к сотрудничеству с Президентской библиотекой велик. И мы не отказываемся ни от каких предложений по сотрудничеству, даже если количество передаваемых или планируемых к сканированию документов невелико. Для облегчения работы даже предлагаем своим потенциальным партнёрам веб-форму подачи предложений по включению в фонд Президентской библиотеки цифровых копий различных типов и видов документов. По инициативе Президентской библиотеки на базе ЛИБНЕТ также стал реализовываться проект Сводного каталога электронных ресурсов (СКЭР). СКЭР не только объединит все данные об уже оцифрованных или планируемых к оцифровке документах в масштабе страны; он станет реальным механизмом координации подобной деятельности для региональных партнёров.