Солнышко в ладошках. Студия развития креативного мышления

Понимая важность развития творческого потенциала ребёнка в условиях века информатизации и осознавая роль книги в этом развитии, мы пришли к выводу: необходимо искать новые эффективные, интересные формы и приёмы работы с детьми.
К сожалению, в отечественной библиотечной практике нет адресных методик и технологий для работы с отдельными группами. Познакомившись с образовательными методиками, мы остановились на методиках развития дивергентного мышления*. Так пришла идея создать Студию развития креативного мышления «Солнышко в ладошках».
Студия организована осенью 2013 года. Возрастной состав участников студии — 6–10 лет. На сегодняшний день актив Студии составляет 14 человек. Все они, читатели Центральной районной детской библиотеки им. Н. А. Зайцева, побывав на первом занятии Студии, стали её постоянными членами. Занятия посещают и другие дети, узнавшие из различных источников о деятельности Студии развития креативного мышления «Солнышко в ладошках» и заинтересовавшиеся её мероприятиями. Активное участие в работе Студии принимают и родители.
Основная цель Студии — творческое развитие личности ребёнка через приобщение к чтению. Её деятельность строится на основе командной работы над творческим проектом, который разрабатывается самими участниками. Такой метод работы, ориентированный на развитие познавательной, творческой, игровой деятельности у детей, выбран не случайно. Как показывает практика, он способствует формированию коммуникативной, информационной культуры. Мы его изучили и адаптировали к условиям библиотечной деятельности.
На занятиях Студии используются три основных приёма: выразительное чтение — игра-творчество, которые позволяют развивать у детей интерес к чтению, самостоятельность, гибкость и оригинальность мышления, беглость восприятия и творческий потенциал. При чтении той или иной книги ставятся вопросы, дети самостоятельно ищут ответы на них, формулируют проблему, затем в ходе игры идёт поиск решений, озвучиваются различные точки зрения, выдвигаются гипотезы развития событий и формируется проект. Воплощение проекта требует от детей самовыражения, реализации исследовательских, творческих способностей, формирует умение работать в команде.
За полтора года реализовано 17 проектов, проведено 95 занятий, участниками которых стало 1145 детей. Тематика реализованных проектов самая разнообразная: «Нижегородские тропинки», «Библиотека будущего», «Хранители книжных сокровищ», «Творческая мастерская Деда Мороза», «Сохраняя традиции», «Высокая мода для книжки», «Весь мир — театр», «Игры и игрушки», «Притяжение Космоса», «Миру — мир», «Пока часы двенадцать бьют…» и др.

Светлана Станиславовна Шевченко, главный библиотекарь сектора инновационно — методической работы Центральной районной детской библиотеки им. Н. А. Зайцева Муниципального казённого учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Сормовского района г. Нижний Новгород

* Диверге́нтное мышление (от лат. divergere — расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.