Сол Раскин, еврейский художник-реалист и его опыты в области книжной иллюстрации

А разве такое бывает? — удивится читатель. В самом деле, давно уже существует стереотип, будто еврейское изобразительное искусство — сплошь авангардистское. Но у любого правила есть исключения…
Наверно, самым узнаваемым еврейским художником является гениальный авангардист Марк Шагал. Его неповторимый стиль даже для людей, предельно далеких от еврейской культуры, стал словно бы визитной карточкой таковой. Не случайно какой-нибудь известной картиной Шагала издатели часто «украшают» немудрящие сборники произведений Шолом-Алейхема, с которым, в свою очередь, в массовом сознании ассоциируется еврейская художественная литература. Правда, в последнее время — во многом благодаря усилиям петербургских идишистов, — стали выходить и переводы иных еврейских писателей, демонстрирующие блистательность, сложность и трагизм идиш-культуры. Но и им обычно также предпосылают какую-либо авангардистскую иллюстрацию на обложке…
Ибо тезис, будто мало-мальски значимый еврейский художник — непременно авангардист и экспериментатор, уже успел стать общим местом. И верно, немалые основания для подобного утверждения есть: первый же художник-график, разрабатывавший в своём творчестве еврейскую тематику — Эфраим-Мойше Лилиен1 (1874–1925), работал в стиле ар-нуво (он же — югенд-стиль или сецессион). Первый же теоретик еврейского искусства — Лео Кёниг2 (1889–1970), — был в то же время и художником, глубоко погружённым в атмосферу экспериментов в изобразительном искусстве, царившую в Париже в начале минувшего столетия. А великолепная плеяда мастеров Киевской Культур-Лиги! Любой, кто пожелает ознакомиться с прекрасной монографией3, посвящённой им, вряд ли сможет остаться равнодушным к их исканиям.
Список еврейских модернистов, реализовавших себя в живописи, графике и скульптуре, можно продолжить, и он будет очень длинным. А вот противоположные примеры можно пересчитать по пальцам одной руки. Конечно, тут сразу же вспоминается имя учителя Шагала — Юделя Пэна4. Правда, у Пэна реализм весьма своеобразный, отмеченный печатью некоей чертовщинки… Но если не вдаваться в такие тонкости, то Пэн — реалист вполне добротный.
Только вот в книжной графике он себя никак не проявил. А наше дело — как-никак, книжное.

Вера Вадимовна Кнорринг, кандидат исторических наук, Санкт-Петербург

1 О нём подробнее см.: Якубович Т. В. Народная еврейская идеология и «стиль Бецалель» // Библиотечное Дело. — 2015. — №7(241). — С. 16–19.
2 О деятельности Л. Кенига как художественного критика см.: Кениг Л. История «Махмадим» и «Ля Рюш»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artpark.gallery/ru/article/1288?ysclid= ly1dggor51135390848
3 Казовский Г. Художники Культур-Лиги. — М.: Гешарим, 2003. — 344 с.: ил. — (История)
4 Старинская Т. А. Ю. М. Пэн: [Альбом]. — Минск: Беларусь, 2023. — 220 с.: ил.