У социальных психологов в библиотеке основной предмет — взаимоотношения библиотекаря и читателя, читателей друг с другом, предупреждение или смягчение конфликтов. Эти взаимоотношения в условиях падения массового интереса к чтению и к библиотеке, расширения «домашней информатизации» — центральное звено нашей работы, от которого зависит ответ на вопрос «быть или не быть публичной библиотеке».
Если сегодня неплохо отлажено изучение читателей-детей, влияние на него различных факторов (несмотря на закрытие «детских» кафедр в вузах культуры и прочие неблагоприятные моменты, у нас еще сохранилась научная школа исследователей детского чтения), то с читателями взрослыми ситуация иная. Мне известен лишь единственный пример — когда целью НИР и практической работы в муниципальной библиотеке города Берёзовского стало изучение проблемы, как привлечь к чтению взрослых мужчин.
Социальная психология позволяет иначе, чем прежде, выстраивать дифференцированное обслуживание читателей по ранее невозможным признакам. Сегодня, например, учитывают степень мобильности читателя, его физическое состояние, гендерные и этнокультурные особенности, принадлежность к той или иной конфессии. Социально-психологические знания позволяют грамотно подойти к организации внутрибиблиотечного пространства, оптимизируя размеры конкретных помещений, расстановку мебели, выбор цветовой гаммы, освещения.
В условиях, когда несколько поколений выросло у экранов/дисплеев, меняется представление о визуальных средствах влияния на читателя/зрителя. Чтобы профессионально организовать книжно-иллюстративную выставку или разместить фотоэкспозицию, сегодня мало одной интуиции — необходимо знание основ визуального восприятия «картинки» — цветной и чернобелой. Это касается и использования медиа-документов, современных информационно-коммуникационных технологий. Наконец, без знания основ социальной психологии невозможно стимулировать инновационные процессы, управление персоналом.
С. Г. Матлина

