Специфика электронных ресурсов как части национального библиотечного фонда

Информатизация общества меняет систему организации национального библиотечного фонда. Увеличивается количество единиц хранения, для работы с которыми читателю необходима компьютерная техника и сетевые ресурсы, доступные при наличии надежных каналов связи.

Состав фондов детских библиотек традиционно включает в себя источники на различных видах носителей, для которых требовалось специальное оборудование, однако в прежние годы техника использовалась локально или с привлечением средств массовой информации. В современных условиях при достаточной подготовке специалистов и необходимом финансировании библиотека может предоставлять ресурсы удалённого доступа; может, в случае необходимости, регулировать круг своих пользователей или, напротив, ничем не ограничивать их с точки зрения места и времени обращения. Ресурсы библиотеки (собственные и приобретённые), доступные в режиме 24´7 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю), адресованы одновременно как зарегистрированным читателям, так и пользователям, которые по объективным причинам не могут её посещать. Особенность сегодняшнего дня состоит в том, что для посетителей библиотеки равнодоступность единиц хранения фондов должна обеспечиваться техническими условиями процесса чтения.*
В сетевой среде все имеют возможность выбора при получении информации и непосредственного доступа к искомому произведению. Сегодня библиотечный сектор не является ведущим по своей востребованности в единой электронной среде и уступает альтернативным источникам получения информации. Это обязывает библиотечных специалистов, с одной стороны, влиять на изменение уровня информационной культуры в обществе, а с другой — менять собственные критерии в оценке результатов внедрения компьютерных технологий, сравнивать их с достижениями в других сферах и отраслях. Для детских библиотек эти направления работ будут актуальны всегда: дети относятся к группе неподготовленных пользователей и нуждаются в поддержке при освоении библиотечно-информационного пространства.
Перед библиотеками открывается возможность развивать общие информационные ресурсы за счёт отражения в них специфики своей деятельности. Эта специфика связана со статусом библиотеки в едином информационном пространстве, социальным положением в регионе, актуальными задачами информатизации в стране. Перспективы депонирования документов1 позволяют внедрять эффективные методы доступа к содержанию востребованных источников, объединять их с универсальным справочно-информационным обслуживанием. Сегодня идеология взаимодействия с пользователями и очерёдность этапов программно-технического переоснащения взаимосвязаны с позицией специалистов и эволюцией взглядов общества на формирование, развитие и управление фондами, управление «контентом» — по аналогии и вслед за управлением данными в глобальных кибер-системах. Эти факторы и определяют основные подходы к модернизации библиотеки.

Елена Стрелкова, заведующая научно-методическим отделом Фундаментальной библиотеки СПГПУ

* В конце прошлого века для этих целей детям-читателям в Финляндии вместе с CD (не более 50-ти штук на руки) выдавались одно или два (для игровых дисков) устройства для установки в домашний компьютер. В это же время в Хельсинки работала «кабельная библиотека», где в освоении интернета всех посетителей поддерживали волонтёры, их труд засчитывался как альтернативная военная служба. В настоящее время такие услуги в Скандинавии не имеют широкого спроса.