Становление и развитие учебной дисциплины «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»

Учебные дисциплины, освещавшие вопросы управления библиотеками, включались в учебные планы подготовки библиотекарей уже на самых ранних этапах возникновения и развития системы библиотечного образования в нашей стране. Их перечень, содержание, объём различался в разных учебных заведениях в разные периоды, что наглядно отразилось в истории Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ).
В первом учебном плане книжно-библиотечной группы Института внешкольного образования (как назывался вуз в 1918–1924 г.) значилось несколько дисциплин, связанных с вопросами управления библиотекой: «Делопроизводство в библиотеке», «Управление библиотеками», «Финансирование библиотек-читален». Заведующий институтом В. А. Зеленко счёл обязательным внести их в учебный план. Курс «Управление библиотеками» включал практические занятия по разработке уставов, правил, инструкций для библиотек, разработку проектов библиотечных сетей. Учебный план на 1919/20 и 1920/21 учебные годы включал уже дополнительные дисциплины: «Правовое положение библиотекаря», «Библиотечное законодательство», «Статистика и отчётность».
Коренные изменения были проведены в 1922/23 учебном году — образован книжно-библиотечный факультет, в состав которого, в числе других, вошли кафедры общего библиотековедения и практического библиотековедения.
С этого года на факультете читались курсы: «Современная организация библиотечного дела», «Библиотечное законодательство», «Управление библиотеками», «Делопроизводство».
В 1924–1927 г. в связи с очередной реорганизацией в учебном плане Ленинградского коммунистического политико-просветительного института имени Н. К. Крупской (название вуза с 1924 по 1941 г.), осталась одна управленческая дисциплина: «Современная организация библиотечного дела». С 1928–1929 учебного года был введён новый учебный план подготовки библиотекарей, в котором была предусмотрена дисциплина «Организация и руководство библиотечной работой».
С 1930–1931 г. уже читались «Планирование и учёт в библиотеке», «Руководство библиотечной сетью и работой библиотек», «Инспекторская и методическая работа», «Подготовка библиотечных кадров».
Постепенно углублялись теоретические и методические представления о структуре и содержании библиотечных управленческих дисциплин, их взаимосвязях, накапливался опыт их преподавания, и в 1935–1936 учебном году на кафедре библиотековедения был введён единый большой курс «Организация и планирование библиотечной работы» (110 часов), который с 1936/1937 стал называться «Организация и планирование библиотечной работы в СССР». Программа курса, разработанная А. В. Усовым, включала четыре раздела: система библиотечного обслуживания в СССР; система и методы библиотечного руководства в СССР (включая вопросы организации и методов обследовательской работы и инструктирования); библиотечные кадры; планирование и учёт библиотечной работы.
В первые послевоенные годы в учебном плане факультета библиотековедения Ленинградского государственного библиотечного института имени Н. К. Крупской (1941–1964 г.) значилась дисциплина «Организация библиотечного дела» (140 час.). После реорганизации 1955 г. в вузе был создан единый библиотечный факультет, в учебном плане которого в 1955–1959 гг. управленческих дисциплин не было, а «организация работы библиотеки» была разделом общего курса библиотековедения. С 1950-х гг. на кафедре библиотековедения стала создаваться система спецкурсов; одними из первых были «Методическое руководство библиотеками» и «Организация работы библиотеки».
В 1973 г. Министерством культуры РСФСР были утверждены новые программы дисциплин библиотековедческого цикла, среди которых значилась «Организация и управление библиотечным делом». Следует указать, что кафедра библиотековедения Ленинградского государственного института культуры имени Н. К. Крупской (название вуза до 1993 г.) первой среди вузов культуры начала подготовку кадров функциональной специализации, в том числе, управленческого профиля: организаторов библиотечного дела в ЦБС и методистов. В 1980-е гг. кафедра издала ряд значительных учебных пособий по вопросам управления библиотечной деятельностью: Карпова Н. И. Научная организация труда в библиотеках (Л., 1979), Ване-
ев А. Н. Основные направления методического руководства библиотечным делом в СССР (Л., 1980), Ванеев А. Н. Система методического руководства библиотечным делом (Л., 1982); Шадрина Ж. С. Основы экономики библиотечной деятельности (Л., 1983); Карпова Н. И. «Организация и управление библиотечным делом: Деловые ситуации» (Л., 1983) и др.
В 1993 г. в институте произошли очередные изменения: ЛГИК превратился в Санкт-Петербургскую государственную академию культуры (до 1999 г.), а библиотечный факультет стал именоваться библиотечно-информационным. В учебном плане кафедры библиотековедения появилась такая дисциплина, как «Библиотечный менеджмент». Сохранялись курсы функциональной специализации, в том числе «Библиотечный менеджер», «Методист-исследователь».
В рамках курса «Менеджер» изучались: менеджмент персонала, общая характеристика документных коммуникаций, эволюция теории мотивации, конфликты и методика их разрешения, интервьюирование при приёме на работу, методика подбора кадров в библиотеку, разрешение конфликтных ситуаций в библиотеке, реклама фонда как составная часть комплекса маркетинговых коммуникаций и др. Рабочая программа специализации «Методист-исследователь» была представлена в издании: Ванеев А. Н. Методическая и маркетинговая деятельность в библиотеках // Современное библиотечно-информационное образование: учеб. тетради. (СПб., 2001) (в соавт. с В. Г. Горевым, Д. И. Ступиным). Для обеих функциональных специализаций позднее была разработана рабочая программа дополнительного раздела «Делопроизводство в составе системы библиотечного менеджмента».
С 1996 г. кафедра проводила коллективное исследование «Управление библиотекой», итогом которого стало учебно-практическое пособие «Управление библиотекой» (СПб., 2002).1
В 2004 г. новым образовательным стандартом второго поколения по направлению подготовки «специалитет» на библиотечно-информационных факультетах, как известно, были введены квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель; менеджер информационных ресурсов; референт-аналитик информационных ресурсов; технолог автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов, что повлекло за собой очередную реорганизацию библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ и создание новых кафедр. Было принято решение, что кафедра библиотековедения станет выпускающей только по одной квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель». К сожалению, она лишилась почти всех управленческих дисциплин, разрабатывавшихся ею на всём протяжении своего существования и обеспеченных научными и учебно-методическими разработками кафедры, являющихся базовыми для подготовки руководителей библиотек и их структурных подразделений, но почему-то вошедших в профиль «Менеджер информационных ресурсов», а именно: «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Экономика библиотечно-информационной деятельности», «Управление библиотечным делом», «Документационное обеспечение управления», «Инновационно-методическая работа библиотеки». Хотя по всем законам логики и целесообразности менеджеру информационных ресурсов необходимо было бы изучать соответствующие информационные дисциплины, например, информационное право, информационные системы и технологии, информационные ресурсы различных видов, информационные системы в делопроизводстве, информатика и программирование и т. п.
Непонятна также логика, согласно которой руководитель библиотеки был приравнен к менеджеру информационных ресурсов, поскольку, на наш взгляд, самый главный и ценный ресурс, которым управляют менеджеры любых организаций, — это люди. Вряд ли их можно считать информационными ресурсами, так же как и материальные, и финансовые ресурсы организации. Возникает закономерный вопрос: чем или кем управляет менеджер информационных ресурсов в библиотеке? А если в этой конструкции заменить термин «менеджер» его синонимом «руководитель»? Получится вообще что-то необъяснимое — руководитель информационных ресурсов. Кстати, и в официально установленном штатном расписании библиотек отсутствует должность менеджера.

Марина Николаевна Колесникова, заведующая кафедрой библиотековедения и теории чтения СбГУКИ, доктор педагогических наук, профессор

1 При подготовке статьи использованы источники: Ванеев А. Н. От книжно-библиотечной комиссии Института внешкольного образования до кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ (1918–2008): ист. очерк. — СПб., 2009. — 111 с.; История. Воспоминания. Документы: к 85-летию Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — СПб., 2003. — 327 с., а также архив кафедры библиотековедения и теории чтения