Непременно балуйте детей,
неизвестно, какие испытания
им приготовила жизнь.
Антуан де Сент-Экзюпери
Лечение больных онкологическими заболеваниями неотделимо от заботы об их психоэмоционального состояния. Особенно это касается детей, находящихся на стационарном лечении и нуждающихся в поддержке и общении не только с родными и близкими, но и со сверстниками.
Болезнь не даёт детям, оказавшимся в больнице, возможности посещать образовательные учреждения, кружки и секции; они редко участвуют в социальной жизни и практически не общаются с друзьями. Такая изоляция угнетает, дети падают духом, чувствуют себя брошенными и одинокими, что снижает их шансы на полное выздоровление. Именно поэтому так важна комплексная работа, в ходе которой специалисты воспитывали бы в детях крепость духа, помогали им строить доброжелательные взаимоотношения с окружающими, развивали умение справляться с жизненными невзгодами. Ведь поставленный диагноз — это не крест на жизни, статистика свидетельствует, что чем младше ребёнок, тем быстрее у него проходит адаптация к процессу лечения, и в большинстве случае заболевание регрессирует.
Библиотерапия — использование художественной литературы как средства воздействия на человека с целью изменения физиологических и патологических процессов в его организме. Применяется она очень давно, широкое же распространение получила только во второй половине прошлого века. Этот метод врачи постоянно применяли для того, чтобы отвлечь пациента от негативных мыслей. Кроме того, в книге пациент находит новую и полезную информацию, которая помогает справиться с проблемами. Художественные произведения могут заразить позитивом, жизнелюбием, успокоить, отвлечь, помочь избавиться от стресса, показать новые необъятные возможности; в книге можно обрести ненавязчивого умного собеседника и преданного друга. В целебных целях можно не только читать, но и писать. Этот метод излечения от недугов набирает популярность. «Есть два вида библиотерапии, — говорит психолог Юрий Калашников. — Первый, это когда больному человеку рекомендуют прочитать книгу, герой которой напомнит ему самого себя. Книжный персонаж тоже должен преодолевать невзгоды и болезни, и в итоге благодаря силе духа и вере в выздоровление справляется с ними. Сопереживая литературному герою, человек проникнется духом победы над недугом, что поможет ему мобилизовать свои собственные резервы и направить их выздоровление».
Второй вид библиотерапии — это когда больные сами составляют небольшие рассказы о себе и своём чудесном исцелении от тяжёлой болезни. С помощью библиотерапии лечат и детей, такое лечение называют сказкотерапией. Главное, считает психолог, чтобы книги, которые читают больные, завершались победой добра над злом и здоровья над недугами. Ведь слово может как исцелить, так и убить.

